13 Сентября 2017

Вожатая

              Наташа училась уже в седьмом классе, когда у них в школе решили назначить вожатых во все младшие классы. Она в это время приболела, и на классном собрании не присутствовала. А Нина, самая старшая ученица в их классе, потому что была второгодницей, решила так:

            - А давайте мы отдадим Наташке первый класс. Он самый большой, и неорганизованный пока. Да ещё некоторые дети в нём из плохих семей.

            - Каких плохих семей? – спросил Валера.

            - Как будто вы не знаете, из многодетных.

            - Да вас самих у родителей пятеро, а у тех даже поменьше, - сказал Николай.

              - Наша семья живёт благополучно, у нас большой дом, в нём порядок и чистота, - с запалом воскликнула Нина. - Мама, хоть и работает в совхозной бригаде, зато и дома всё успевает. Папа - вообще заведует складом, он у нас большой начальник. А их родители, пусть и не имеют по пятеро детей, но занимаются пьянством, работают кое-как, и в доме сплошной беспорядок. Все погрязли в лени и нищете.

             - А ты какой класс себе выберешь? – с ехидством спросил Миша. Он старался поступать в основном по справедливости.

            - Мы решили так: я с Ольгой беру четвёртый класс, Люда с Верой – третий, Рая с Галей изъявили желание опекать второй класс, а вы, мальчишки, будете руководить пятым и шестым классами по очереди. Остаётся только первый, - пояснила Нина.

           - Ничего себе распределили, а Наташе, значит, класс похуже, чтобы мучилась, - съехидничал Миша. – Вы по двое, почему она должна одна быть?

          - Заслуженная отличница, да ещё и староста класса, вот пусть будет ответственная и в пионерских делах, - улыбаясь от своей пакостной задумки, сказала Нина.

           - А мы поглядим на её работу, чтобы не только пятёрками своими щеголяла, - прошипела ей в поддержку Вера.

           А Оля лишь кивнула согласно головой. Она, конечно, ничего не имела против Наташи, просто боялась пойти наперекор решению девчонок. Хотя и сама понимала, что Вера мучилась завистью и была вечной соперницей Наташи. Всё гналась за той во всём: в учёбе, в танцах, в спортивных соревнованиях, в общественной работе. Но, как водится, зависть не прибавляет таланта, и Наташа далеко уходила от Веры по всему. Вот и злилась та на неё, заодно настраивая девчонок. Мальчишки держали нейтралитет, чаще всего заступаясь за Наташу. Она им больше нравилась своей искренностью и желанием помочь окружающим, а ещё была «своим парнем» в игре «казаки-разбойники» и в походах. А как ножичек кидала? Ни один мальчишка не мог составить ей конкуренцию. На велике по улице мчалась без руля, по деревьям прыгала как обезьянка, да и вообще.

          Когда Наташа, переболев, пришла в класс, её сразу же поставили в известность о новом назначении. После уроков зашла к подопечным и посмотрела на учеников. Да, большой класс, двадцать шесть человек, двенадцать мальчиков и четырнадцать девочек. Надо их чем-то заинтересовать. Сразу же решила выбрать себе помощников из этих учеников. Знала, что ответственность всегда мобилизует лучшие в человеке качества. Оглядела класс, трое из так называемой неблагополучной когорты, остальные ничего, вроде. Подозвала к себе мальчика, на вид забитого, наверное, обижают его часто, и сказала:

                         

      - Ёсип, ты будешь моим помощником по организации классных собраний.

Мальчуган преданно посмотрел в глаза вожатой, сразу ставшей его кумиром, и кивнул головой.   Тут в классе поднялся гвалт, все хотели сразу высказаться, но не знали как, а сказать надо было многое. Всё выразилось в одном слове: «А мы?»

       - А вы тоже будете задействованы. Сейчас сделаю перекличку класса, когда называю вашу фамилию, вы встаёте со своего места и говорите мне имя. Ну, начали?

Перекличка прошла в общем-то хорошо. «Теперь надо как-то решать с должностями. Какие они бывают в жизни и в обществе? Ну-ка, подумаем» - мысленно рассуждала Наташа.

     - Разобьёмся на четыре звена, по шесть человек в каждом. Выходит, что двое человек лишние, поэтому решим так, раз Ёсип мой помощник, то ещё один ученик или ученица будут его заместителем. Кого выберете?

             

           Поступили кандидатуры трёх мальчиков и двух девочек. Голосованием выбрали Николая.

      - Вот теперь нужно в каждом звене выбрать звеньевых, завхозов, заведующих учёбой, спортом, и туризмом.

           Шум стоял такой невообразимый, что даже Раиса Ивановна, их учительница, заглянула в класс. Но, убедившись, что здесь решались нужные вопросы, а не хулиганство, ушла снова в учительскую.

            Почти каждый ученик получил должность, и все были горды оказанным доверием. А ещё вожатая предложила им составить план будущих собраний и мероприятий.

            Домой возвращались на два часа позже окончания уроков. На следующий день на переменах в класс к Наташе то и дело заглядывали её малыши, здороваясь и улыбаясь. Она строго кивала им головой и выходила за дверь пошептаться. На первых же выходных, благо ещё погода держалась почти летняя, стоял октябрь на дворе, первый класс в полном составе отправился в поход. Вожатая заранее предложила им взять с собою сухой паёк в рюкзаки, а также ложки и стаканчики. И утром в семь часов большой отряд отправился по окрестностям села. Побегали по лесу, взобрались на близлежащую гору, затем спустились и решили отдохнуть возле ручья. Мальчишки насобирали хворосту, и Наташа разожгла костёр, попутно объясняя всем, что огонь надо разводить на чистом месте, вдали от старых   листьев и сучьев, и лучше поближе к воде. Ей так рассказывал дядя, работающий лесничим в их селе.

           В роднике, из которого вытекал ручей, набрали воды в котелок, который прикрепили на рогатины. Немного погодя, в закипевшую воду бросили пшена, лук и кусочек сала. Через пятнадцать минут походный суп был готов. Достав обеденные принадлежности, туристы уселись возле котелка, кто не уместился, подходили к нему и стоя набирали в ложки варево. Затем Наташа предложила на расстеленное полотенце выложить всю еду, которую взяли с собой. Чего там только не было: сало, яйца варёные, картошка в мундирке, солёные огурцы, рыбные консервы, пирожки. Оглядев такие богатства, вожатая сказала детям, что нужно есть в походе рационально.

      - Это как? – прозвучало сразу несколько голосов.

     - А вот как, берёте всего понемногу и по очереди отправляете в рот. Получается, что всю еду вы по кусочку едите. Вначале это непривычно, но меня дядя мой научил, сказав, что так обычно питаются в походах. Вот попробуйте.

          И обеденное празднество началось, пошли в ход сразу и картошка с салом и луком, и консервы, намазанные на хлеб. Довольные детишки перемигивались, подталкивая друг друга. Поели, а остатки пищи прикопали в ямке, как научила их вожатая. Ещё немного походили по лесу, собирая гербарий. Решили, что напишут в школьную стенгазету о своём походе. Наташа согласно кивала головой, ведь она была редактором этой газеты и с радостью откликалась на любое писательское предложение.

          Отдохнувшие и набравшиеся сил на природе, дети отправились домой. Там своим родителям в захлёб рассказывали, как хорошо они отдохнули, что видели в дороге, и какая хорошая у них вожатая, самая лучшая в школе.

        Так и повелось, раз в неделю первый класс устраивал какое-либо мероприятие: поход, собрание, заседание. А ещё Наташа предложила им отмечать День именинника. Вот уж радости было.

На школьной линейке по просьбе Раисы Ивановны, учительницы первого класса, завуч вручила Наташе «Благодарность за организационные способности и активность в воспитании добрых качеств у младших школьников». Первоклашки хлопали громче всех, и раздавались крики «Ура!»

           После линейки Нина и Вера решили, что теперь они будут вожатыми в первом классе, но мальчишки не разрешили им такого самоуправства. На первом же классном собрании высказали своё мнение.

         - Ну что, бросили Наташку в пекло? А оказалось, что она и там справилась, а вы просто от зависти лопаетесь, - поехидничал над девчонками Валера.

          - И хватит командовать и решать в нашем классе, - строго сказал Миша. - Нина, это тебя касается, ты к нам недавно в класс попала, а здесь свои порядки, мы всегда были дружными, кому не нравится, пусть себе сидит дома.

Так бурно ни одно ещё классное собрание не проходило. Наташа, как староста, сидела за столом учителя и смотрела на всё расширенными глазами. Она ведь не знала о предварительном заговоре во время выбора вожатых, а тут, оказывается, такие страсти.

           - Ну, вот и хорошо, что у нас получилось организовать младшие классы в хорошие школьные отряды, - решила высказаться Наташа, прекратив этим все споры. – Давайте отчитаемся перед классом, что мы сделали для этого, и какие новшества каждый ввёл в свою работу.

             Собрание продолжалось уже в тихом виде, но Нина всё же искоса поглядывала на Наташу, не понимая, как эта, маленькая ростом девчонка, может руководить и малышами, и мальчишками в их классе. «Наверное, она ведьма, – решила Нина, - а значит, опасно с нею спорить. Надо будет начинать дружить». И зачинщица, горестно вздохнув, подошла поближе к сопернице и пожала той руку, поздравляя с успехами.

Людмила Николаева




10
Мне нравится