• Главная
  • Новости
  • Михаил Веллер, Денис Драгунский, Марина Степнова, Майя Кучерская, Елена Шубина встретились с участниками конкурса "Народная книга"

15 Октября 2015
Проект: О любви


Михаил Веллер, Денис Драгунский, Марина Степнова, Майя Кучерская, Елена Шубина встретились с участниками конкурса "Народная книга"

Что случилось в библиотеке Достоевского? Или 2 часа из жизни «Народной книги».

 Однажды проект «Народная книга» забуксовал. Конкурс народных историй о любви должен был завершиться давно, но историй, достойных народной книги было недостаточно. Народа – много, писем – еще больше, а вот всей палитры чувств жизни в любви или в поиске любви, или ради любви и во имя нее, по оценкам редактора Елены Шубиной, «маловато будет». Почему?
Чтобы ответить на этот острый вопрос 1 октября 2015 года, мы, организаторы проекта, решили поговорить с писателями, которые знают толк в любви и имеют свой опыт….
В московской библиотеке имени Ф.М. Достоевского собрались руководитель проекта Владимир Чернец, главный редактор отдела современной российской прозы издательства АСТ Елена Шубина, популярные писатели Михаил Веллер (составитель народной книги «О любви»), Марина Степнова, Денис Драгунский, Майя Кучерская.


Сначала, как водится, вспомнили об успехах. Первый выпуск серии «Народная книга» - «Детство 45-53. А завтра будет счастье» (2013 год), составленный Людмилой Улицкой, стал бестселлером. Стартовый тираж книги составил 25 000 экземпляров. Для наших дней - это очень внушительная цифра. Успех книги продемонстрировал, что людям не только интересно делиться личными воспоминаниями, но и знакомиться с воспоминаниями посторонними. Тексты, включенные в сборник, были присланы людьми, чье детство пришлось на страшные годы (голод, разруха, политический террор), а с другой стороны, на счастливые (Великая Победа, развенчание Культа Личности, новые, хоть и ничтожные, но, все-таки, перспективы). Полученные Людмилой Улицкой истории, свидетельствующие, между прочим, об умении представителей послевоенной эпохи писать кратко, но выразительно, выстроились в несколько разделов, среди которых: «День Победы», «Пили», «Мылись», «Одевались», «Инвалиды», «Жизнь города». Книга стала настоящим документом эпохи.

 Вторая книга проекта - «Школа жизни» (2015 год) посвящена, как понятно из названия, реалиям советской школы. Её составителем выступил Дмитрий Быков - не только популярный писатель и публицист, но и учитель словесности в одной из московских школ. Объявив о начале приема текстов об отечественной школе 50-90-х годов, организаторы конкурса готовились получить откровенные истории, каким-то образом перекликающиеся с эпохальными событиями прошлых лет. Однако большинство рассказов были написаны в лирической, даже ностальгической тональности. Они коснулись в большей степени частной жизни, избавленной «острых углов». Были среди присланных историй и те, что характеризуются вынесенным на обложку словом «жесть», но в целом «Школа» получилась не такой, какой ее видели кураторы проекта.

 Главный редактор отдела современной российской прозы издательства АСТ Елена Шубина так прокомментировала создание второй книги:
«Когда мы обсуждали будущий сборник с Дмитрием Быковым, мы даже создали план, в котором будущий материал распределился по актуальным острым направлениям: «досуг», «любовь», «дискотека», «непростые отношение с учителями» и так далее. Нам казалась, что такая схема упрощает работу. Но когда стали приходить первые тексты, мы обнаружили, что человеческое восприятие прошлого, запечатленное во фразе «Что пройдет – все будет мило», превалирует в присланных текстах. В основном люди направили нам лирические заметки, типа, «Первая учительница моя», «Как мы собирали металлолом» и тому подобное. Мы встречались с потенциальными авторами сборника и говорили им, что нас интересует школа не как закрытый анклав, а школа в контексте времени. Человек не живет в школе. У него есть родители, семья, его большая страна. Нам было важно увидеть и показать читателем то, что происходило вокруг школы и как это потом в школе отразилось. А важных общественных событий в прошедшие годы было немало: ввод войск в Чехословакию, Афганистан, перестройка. Нам хотелось, чтобы отзвук большого мира, всего, что происходило в стране, как-то отражался в этих воспоминаниях».

 Третья «Народная книга» посвящена самой популярной и самой привлекательной для всех творческих и мыслящих людей теме: любовь в самых разных своих проявлениях. Юношеская влюбленность, крепкая любовь, не поддающаяся разрушительному воздействию времени, материнская любовь, любовь к родителям, любовь к Отечеству, любовь к делу своей жизни – вариаций главного человеческого чувства очень много, и каждому из них планировалось посвятить отдельную главу книги. Организационный совет и редакция не стали создавать рубрикатор будущей книги, рассчитывая, что читатели сами, своими тестами, определят оглавление сборника. Начало приема конкурсных работ в рамках этой темы, было объявлено в конце декабря 2014 года, а результаты конкурса организаторы обещали представить в сентябре 2015 года. Однако процесс создания сборника несколько затянулся. Это связано с очевидной, лежащей на поверхности проблемой: чем проще, на первый взгляд заявленная тема, те сложнее создать, придерживаясь её рамок, качественный текст. К сожалению, огромное количество конкурсантов оказались под властью стереотипного мышления.

 История любви должная быть красивой. Таково убеждение большинства участников конкурса. Однако эта позиция является самым настоящим заблуждением. История любви должна быть не красивой, а реальной и увлекательной. Это не значит, что потенциальный конкурсант должен скатиться в «чернуху» и натурализм. Дело не в этом. Просто слушатель и читатель (особенно искушенный!) – человек нетерпеливый. И он не будет напрягать свое внимание и тратить время на знакомство с историей, если автор-рассказчик окутает его неумело сплетенными ажурными «красивостями». В русском языке имеется огромный запас упоительных эпитетов, но все они многократно использовались. Зачем же повторять вслед за классиками то, чем они уже восхитили читателей сто-двести лет назад? Зачем неуклюже пользоваться методом, который изобрели мастера прошлого?

 Лучше всего на эту тему высказался писатель Денис Драгунский, мастер сверхкороткой миниатюры, единственный в своем роде писатель, умеющий на одной странице уместить материал целого романа. На встрече с участниками конкурса, состоявшейся 1 октября 2015 года в Библиотеке имени Ф.М. Достоевского, он прочитал мини-лекцию, вобравшую в себя (вот уж действительно корифей миниатюры!) целый курс литературного мастерства. Стоит процитировать слова Дениса Драгунского полностью:
«Я никогда ничего не сочиняю. Пишу только то, что со мной было и не стыжусь этого. Пишу с самоубийственной откровенностью. Ценнее всего настоящий, подлинный рассказ. Я хочу дать конкретный совет: не описывайте чувств и не делайте выводов! А описывайте то, что реально происходило – коротко и конкретно: «Они встретились, она сказала, он передал». Не пишите: «Мы с ним встретились и после этого полюбили друг друга». Лучше опишите, как вы одевались на свидание, как вы шли по улицам, что он сказал, что вы ему ответили, типа, они встретились, она сказала, он передал. На самом деле – это очень трудно – и для автора документальной прозы, и для мастера художественной литературы. Очень хочется написать про «водопад чувств», про «цветы страсти, которые иссохлись без дождя любви», - но этого делать нельзя! Хотя подобные обороты можно выводить километрами, мегабайтами. Но не бойтесь описывать физические действия – «Встал. Сказал. Подошел. Подставил. Отставил. Зажмурился». Если вам удастся взять этот камертон, эту реальность, тогда задача будет вполне выполненной. Выбирая тему истории, наверно, стоит описать первый опыт или опыт, за который потом было очень стыдно. Можно описать, как тебя отвергли, иными словами, «плюнули в душу». Это касается и мужчин и женщин. Можно описать, как тебя полюбили, а ты не испытывал к «источнику» любви никаких чувств. Ведь, когда в истории все ладно-складно, красиво-интересно – это не очень трогает. Поэтому, я очень надеюсь, что в присланных работах найдутся тексты о любви в самых критических своих проявлениях. Если у человека не было серьезных переживаний, значит, он сам себе недоступен и вряд ли сможет привнести свою лепту в этот сборник. Человек должен уметь искренне изображать реальные приключения своей души и своего тела».

 Близкую Денису Драгунскому точку зрения обозначила на встрече с читателями и Марина Степнова, лауреат премии «Большая книга»: «Проект «Народная книга» ориентирован на тех людей, для которых писанина – не ремесло. Всю мою жизнь я расспрашивала своих родителей, бабушек и дедушек о том, как они познакомились, как поженились, как было во время войны, после войны. И так же наверно поступают практически все любопытные дети. И очень жаль, что огромный пласт этих историй остается в пределах семьи. А потом исчезает насовсем. У проекта есть громадное в самом широком смысле этого слова культурное общечеловеческое значение. В «Народных книгах» - правда. Правда, важная и для историков, и для обычных людей. Наше с вами время они будут воспринимать благодаря этим текстам. Я когда читала книгу «Детство 45-53», несколько раз плакала, потому что приблизительно то же самое мне рассказывали бабушка и мама. Эти воспоминания будут читать потом все, как свидетельство времени. Ценность этих высказываний в их правдивости. Поэтому по возможности, пожалуйста, не сочиняйте и не пишите красиво, предоставив это нам, писателям, которые врут. Расскажите все так, как было. Даже если эти истории выйдут не очень гладко. В этой шероховатости – самая большая ценность. Они сохранят эпоху. Чем старше я становлюсь, с тем большим удовольствием я читаю дневники, мемуары, воспоминания. Если вы напишите, сколько стоил билет на трамвай, какое платье было на бабушке. Вот это – самое интересное. А выдумка, какой бы обольстительной она не была и как бы не нравилась, – это всего лишь выдумка».

 Писатель Михаил Веллер, составитель сборника народных историй «О любви…», дал конкурсантам такой совет: «Если кто-то хочет что-то написать – пусть берет и пишет. В этих вещах совершенно нет никаких рецептов. Если бы во времена романтиков, ну, условно говоря, в конце XVIII века, появился вдруг писатель Генри Миллер, а он жил в первой трети XX века, и стал бы писать, как он это делал в свое время, во времена романтиков, ему бы сказали: «Пошел вон, сквернавец, мерзавец, графоман и грязный маньяк!». Ну, а стало быть, в первый трети XX века, когда уже все наелись и романтизма, и сентиментализма, тут Миллер и появился. Он плюнул обществу в лицо, но сделал это так, что все его скандальные творения стали классикой. Какие тут могут быть рецепты? Самое главное – ничего не боятся. Знаете, чем отличается графоман от неграфомана? Графоман видит большую объективную ценность своего текста, как некоего культурного объекта. И эту ценность он видит только один. Больше ее никто не видит. А важно, чтобы эту ценность видело еще какое-то количество людей. Вот какая история. Поэтому к себе нужно относиться критичнее, но ничего, при этом, не боятся».

 Проект «Народная книга» дает возможность увидеть «срез» эпохи. Это – очень важная особенность. Увы, историческая «объективность» имеет тенденцию видоизменяться в зависимости от колебаний политического курса. Поэтому гораздо большее, чем учебник истории, доверие вызывают собственные воспоминания, воспоминания родных и близких, семейные документы и артефакты. Дневники, воспоминания, письма, разнообразные документы, начиная от квитанции прачечной и заканчивая свидетельством о браке, – самые беспристрастные свидетели прошлого. Они способны рассказать о минувшем гораздо, гораздо больше, чем официальные хроники. Эти элементы кодифицируют и архивируют прошлое надежнее любых пафосных капсул «с посланием будущим поколениям», замурованным в фундаменты и стены домов.
Известный писатель Майя Кучерская на встрече с участниками конкурса сказала: «Чем хорош рассказ родной бабушки? Он нас потрясает, потому, что он – в русле культуры. Слово и культура в нем связаны. Бабушка находится в мощном потоке традиционной культуры. И культура за нее говорит о многом. Есть вещи, которые помогают пробить стену непрофессионализма авторов-любителей – культура, традиции или уникальный фантастический жизненный опыт. В Америке огромную популярность обрели книги-исповеди.
Требования к авторам этих книг очень простое – он должен рассказать то, что с другими никогда не случалось. И эта уникальность пробьет и читательское сердце, и бумагу насквозь».

 Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод: 1.Самые лучшие народные истории отличаются лаконичным, простым изложением 2. В их основе лежит естественная, ненадуманная, но оригинальная, яркая фабула 3. Событие, которое может стать стержнем истории не надо долго искать – оно лежит на поверхности обычной жизни. Любовь – это не книжное чувство, а человеческое.

 За встречей наблюдал и записывал все самое интересное и важное редактор по работе с корреспонденцией Владимир Гуга.



Поделитесь этим материалом в социальных сетях

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Liveinternet Mail.Ru