• Главная
  • Новости
  • Из выступления Марины Смирновой на пресс конференции в ТАСС, посвященной старту проекта «Я вырос на уроках литературы»

4 Апреля 2017

Из выступления Марины Смирновой на пресс конференции в ТАСС, посвященной старту проекта «Я вырос на уроках литературы»

Президент Фонда  и Международного конкурса чтецов «Живая классика" Марина Смирнова:

«В школах, в которых я училась, были разные учителя. Одни педагоги говорили: «Сочинение пишется так: вступление, основная часть, заключение». Другие просили писать так, как думают критики. А третьи просили писать то, что мы сами думаем. Они стремились научить нас анализировать. У нас была замечательная учительница, которая просила нас представлять себя литературными героями. И мы в литературе «подбирали» себе персонажей. И ее уроки литературы очень часто проходили даже не в классе, а в театре. Однажды нас повели смотреть «Вишневый сад». Нас попросили перед спектаклем не шуршать фольгой, не плевать из трубочки, вести себя, как должны вести нормальные дети. Естественно в нас взыграл дух противоречия, и главной нашей задачей в театре стало именно нарушение порядка. Конечно, мы все объединились в этой нехорошей затее: кто-то сломал кресло, кто-то еще чего-то натворил. В общем, там много всего нехорошего происходило. И когда мы вернулись в итоге в класс, нас никто особенно за эти плохие поступки не ругал, но учительница сказала: «А теперь подумаем, какие вы на самом деле герои. Давайте себя найдем в литературе». Таким образом, нам было предложено читать произведения, которые не входят в школьную программу.

Мне кажется, что в рамках проекта «Я вырос на уроках литературы» очень важно воспитание свободного отношения к творчеству и преодоление некой ненужной «цензуры», чтобы книга пополнялась действительно интересными, живыми историями, теми, что запоминаются прежде всего. Я вспоминаю, как мы писали однажды сочинение по одному из произведений Толстого, а учитель нашел в классе шпаргалку. Это была большая шпаргалка, хорошо сложенная. Но когда педагог ее развернул, то увидел лишь одну написанную фразу: «Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель». И всё! Учитель спросил: «Неужели вы даже этого запомнить не можете?». Вот из таких историй и складывается та самая настоящая жизнь. Чему учит математика и естественные науки – понятно. А вот чему учат уроки литературы? А они, на самом деле, - просто глоток свободы. Они учат дружить, думать, чувствовать. В том числе и с помощью примера литературных персонажей.

Я работаю с детьми, мы проводим большой чтецкий конкурс «Живая классика», наши конкурсанты читают свои любимые произведения, и мы все вместе ходим на самые разные мероприятия, и после каждого мероприятия я прошу детей написать пост. И я заметила, что ребята заводят другие страницы в «В контакте», для того, чтобы писать эти посты. Они выкладывают свои впечатления от мероприятий не на своих основных страницах. На основной страницы мы видим посты и ссылки, связанные с музыкой, фотографиями, а на «параллельных» - впечатления о литературных мероприятиях.

«Ребята, почему вы это скрываете? - спросила я.

«Ну мы пока не знаем, - отвечают они, - насколько это адекватно воспримут».

И я их понимаю. Потому, что если эти «параллельные» посты увидит тот же учитель литературы, он может немного их неправильно понять. Я им предложила писать отзывы о походах в театры, на выставки, о прочитанных книгах, об общении с писателями. Они просят: «Обозначьте нам правила». Я им отвечаю: «У нас правил не будет. Мы попробуем сами что-то нащупать. Пусть каждый пишет то, что он думает в формате, в котором он хочет высказаться. Все». И эта установка вызвала у них смущение. Но дальше они расписались. И мы получили прекрасные тексты.

Сейчас мы даже формируем детский пресс-центр, потому что те ребята, которые не воспринимали себя, как пишущие дети, они оказались очень пишущими. Поэтому я считаю, что очень важно, чтобы дети предоставляли тексты на конкурс «Я вырос на уроках литературы» свободно, без контроля. Тогда мы получим много интересных историй».

Приглашаем Вас оценить истории «Народной книги» и оставить свой комментарий:

Конкурсы «Народной книги» на Facebook

Конкурс «Были 90-х»

Не забывайте размещать свои истории о 90-х годах в Facebook, помечая их хэштег #Были90х