22 Марта 2017

Пушкин перед объективом кинокамеры

    История эта произошла еще в прошлом веке. Английский режиссер Тони Палмер, известный масштабными биографическими фильмами, снявший «Пуччини», «Божественную Марию Каллас», сериал о Вагнере, приехал в Петербург работать над фильмом о Пушкине и привез с собой актера Джеффри Райта. Это теперь Райт знаком по Бондиане, «Доктору Хаусу» и множеству других американских фильмов, которые смотрит современная молодежь, а тогда он   только начинал и не никому еще не был известен. Был молод, весел, эмоционален, с фигурой, чем-то напоминающей Пушкина: стройный, легкий, летящий, что ли... Палмеру было интересно, что у Райта едва ли не такой же процент африканской крови, как у Пушкина. Когда артист протягивал руку, казалось, что здороваешься с Пушкиным: рука узкая, удлиненная, почти невесомая, с красивыми тонкими пальцами и длинными ухоженными ногтями, также, как у Пушкина, желтоватого оттенка. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», – писал Пушкин.

   Несколько эпизодов фильма снимали в музее на Мойке, 12. Это было захватывающее зрелище. В какой-то момент артист, читая неприятный (по роли) текст, написанный на листах бумаги, стал приходить в ярость, расшвыривать бумагу по сторонам, и внезапно белки его глаз налились кровью. Мы были потрясены: когда-то в подобном состоянии видел Пушкина граф Владимир Соллогуб. Он рассказывал, как поэт пришел в исступление: «Губы его дрожали, глаза налились кровью»!

   Райт, кстати, был удивлен, ощущая невероятную популярность в России. Он снялся к тому времени в паре фильмов, но в Петербурге люди подходили к нему на улице, просили автограф. Не мог артист понять, что здесь в нем видели не голливудскую звезду, а Пушкина. Особенно интересно было наблюдать за туристами на экскурсионном кораблике. Когда кораблик проплывал мимо нас по Мойке, экскурсовод непременно обращал внимание на дом, в котором жил и умер Пушкин. В один из таких моментов ничего не подозревающий Райт, будучи в гриме и в костюме Пушкина, вышел на балкон. Казалось, что кораблик даже притормозил, давая возможность восхищенным людям сфотографировать «живого» поэта. Народ-то у нас впечатлительный, Пушкина любят все. Кстати, когда Наталья Бондарчук снимала фильм о поэте, ей нужна была большая массовка для сцены прощания города с умирающим Пушкиным. Бюджет ее фильма был скромным, поэтому по радио бросили клич: пригласили желающих. И люди пришли, окружили дом своей любовью, как в далеком январе 1837 года. Камера летала сверху – над набережной Мойки, снимая это чудо, но время от времени камеру приходилось останавливать и уносить в помещение: она замерзала. А люди не расходились, отстояли весь день на 28-градусном морозе бесплатно – ради фильма о Пушкине...

Галина Михайловна Седова, заведующая Мемориальным музеем-квартирой А.С.Пушкина на Мойке, 12


Приглашаем Вас оценить истории «Народной книги» и оставить свой комментарий:

Конкурсы «Народной книги» на Facebook

Конкурс «Были 90-х»

Не забывайте размещать свои истории о 90-х годах в Facebook, помечая их хэштег #Были90х





3
Мне нравится