ПРИ ПОДДЕРЖКЕ При поддержке издательской группы Эксмо-АСТ При поддержке объединенной  издательской группы Дрофа-Вентана При поддержке портала МЕЛ При поддержке портала МИР24 При поддержке  Грамота.ру
Я вырос на уроках литературы
Истории об учителях, учениках и героях сочинений



13 Июля 2017

Я выросла на уроках литературы

Я выросла на уроках литературы. Кто на дрожжах, если мать на хлебозаводе работала, а я - на уроках литературы. В прямом смысле слова. Моя мать – учитель русского языка и литературы. Только что окончила она (в 1981 году). Орехово-Зуевский педагогический институт, пришла работать в Орудьевскую среднюю школу учителем любимой русской литературы, как тут уже и я на свет в 1982 году появилась. А это значит, что уже в утробе матери я внимала русским народным песням, которые мать певала звучным голосом и невольно переживала вместе с ней события «Войны и мира» Л.Н. Толстого, «Неточки Незвановой» Ф.М. Достоевского, не говоря уже о стихах Сергея Есенина, Михаила Лермонтова и Александра Блока (любимых поэтов). Мой отец дарил ей пластинки Булата Окуджавы, и под них, наверное, я засыпала спокойным, мирным сном. Как сказались эти заочные курсы по литературе на моих читательских предпочтениях: я люблю рок и песни Виктора Цоя, английский язык с его Уильямом Шекспиром и современных писателей. Старания не прошли даром! Я стала учителем, хотя и не «великого и могучего», но все-таки языка, английского и немецкого. Перевожу на русский стихи Шекспира, обучаю детей говорить на этих двух языках, иностранцам помогаю постичь прелесть своей родной речи! Еще и психолог в придачу.

36 лет Боровкова Любовь Анатольевна проработала учителем русского языка и литературы в Орудьевской средней школе, отдавая всю себя урокам, литературным вечерам, театральным кружкам, экскурсиям. Из этих 36 лет преподавала 6 лет в моем классе, 2 года – 10 и 11 класс – в классе сестры Ларисы. Конечно, читать научила тоже она. Кубики, алфавит, азбуки, книжки-малышки… потом большая домашняя библиотека. Книги доставали знакомые, работающие в книжных магазинах, находили их на полках букинистических лавочек, перекупали с рук, привозили чемоданами из Болгарии, книги переходили по наследству от отца и деда, заказывали их по почте, лучшего качества, издания «Ридерз Дайджест» (ни одной орфографической ошибки или опечатки, выписывая эти книги, не нашли ни в 1986 году, когда начали их выписывать, ни в 2016, когда это издательство куда-то испарилось). Это была и художественная литература, и книги по искусству, и по любимой со школьных лет истории.

В общем, доступ к великому литературному наследию у нас, детей, был. Пожалуйста! Откуда у матери-то был интерес к литературе? Родилась в 1959 году на Гагате, в простой семье рабочих: мать, Зубкова Лидия Федоровна, работала всю жизнь на Астрецовской фабрике металлических игрушек, чтением не увлекалась; отец, Зубков Анатолий Николаевич – слесарь на перчаточной фабрике Дмитрова. Вот он-то и был примером для подражания. Перечитал все книги в поселковой библиотеке! И не только! Мало того, что читал, при этом была такая эмоциональная реакция на все, что волновало: реплики, смех, слезы. Любимые книги деда, которого мы никогда не видели (в 39 лет его постигла трагическая гибель) – «Красное и черное» Стендаля, «Поднятая целина» Михаила Шолохова, «Как закалялась сталь» Николая Островского. Естественно, это и любимые книги дочки Любы, то есть нашей впоследствии мамки. Дед Иван (не родной, родные погибли в Великую Отечественную, им потом посвятится стих «Мой дед») за любовь к чтению ей шариковую ручку красивую подарит. Он ведь тоже был любитель чтения. Ему нравились исторические книги. От него достался и до сих пор стоит на полке в шкафу роман Л. Толстого «Война и мир», а вот А. Толстого роман «Петр I» куда-то пропал. Даже во сне он продолжал что-то говорить, пребывая в вымышленном мире любимых героев. Отец ей тоже подарил подарок за отличную учебу в школе – сам сделал ручку с ее фотографией. К сожалению, этот подарок не сохранился. Зато с 5 лет мамка хранит статуэтку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», подписанную отцом на память. Хранится его почерк.

После смерти отца и деда вся ушла в литературу. Прибегала из школы – и читать, поэтому и выбрала факультет русского языка и литературы. В Настасьинскую школу, где она училась, приезжала преподавательница, рассказывала об институте, мать заинтересовалась, пошла провожать ее до шоссе (километра два), по дороге Перцева Надежда (так звали молодую преподавательницу) окончательно убедила, что надо идти в Орехово-Зуевский институт. И пошла. Конечно, в школе оказали влияние учителя: Князькова Галина Акимовна- первая учительница, Федина Мария Павловна - классный руководитель и учитель русского языка и литературы, Крупникова Любовь Павловна - воспитатель продленной группы. Галина Акимовна читать научила, Мария Павловна так читала наизусть – заслушаешься! До сих пор мама вспоминает ее чтение легенды о Данко М.Горького. А «Песня о Буревестнике»!

«Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный…» Эту песню и дед, и мать знали и читали наизусть. А однажды Мария Павловна вызвала к доске читать Пушкина. «Узник». И Зубкова Люба так вошла в роль, что на всю школу раздавалось:

«Пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора…»

Весь класс хохотал. Но это было началом ее таланта чтеца. Когда она на Братской могиле читала Роберта Рождественского:

Помните! Через века,

Через года, о тех,

Кто уже не придет никогда,

Помните! –

то уже никто не смеялся, а местные жители Волынского, Микишкино, Гагата даже плакали, ведь здесь, у Яхромы, остановили фашистов на подступах к Москве. Мать помнит об этом по рассказам своего отца, который в семилетнем возрасте приехал на Гагат с Медведицы.

В год 70летия Великой Отечественной войны Боровкова Любовь Анатольевна как классный руководитель водила в поход свой класс: по берегу канала им. Москвы до Братской могилы на Гагате в бывшем пионерлагере «Красная Роза» (или «Тополек»).

Любовь к своей земле воспитали учителя, и это чувство осталось в душе навсегда и передалось во многих стихотворениях моей мамы. Вот одно из них, маленькое:

Мой Гагат в лопухах и крапиве,

Палисадник весь в георгинах,

И скворечник с скворцами

У яблонь

В памяти никогда не увянут

                                      (16.03.2005г)

Да, школу мама любила, часто вспоминала. Как ходили в детский сад с Любовью Павловной в деревне Настасьино показывать сказки малышам: про волка, который в проруби хвост оставил, про хитрую лисицу…потом были спектакли посерьезнее. Потом, будучи уже сама учителем, ставила спектакли с учениками по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина, Д.И. Фонвизина, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова. Я вспоминаю себя в 10 классе в роли Софьи, даже сохранилась фотография. Действие I: Софья и Молчалин всю ночь провели рука в руке, Лиза их будит, появляется Фамусов, все друг друга обманывают…

Наш преподаватель, Боровкова Любовь Анатольевна, умела не только по написанному ставить постановки, но и делать их современными, составлять свой сценарий. Так в другом классе в стихах было показано «Собачье сердце» Булгакова М.А. А сейчас, когда техника компьютерная может все: и звук тебе, и песни, и изображение - с теперешними учениками спектакли еще интересней. А мы сами рисовали декорации, сами играли на пианино (я закончила школу искусств), сами шили костюмы. Это очень трудоемкие работы. «Но ведь детям интересно действовать!» - мамкины слова. Я даже несколько лет вела уроки литературы в 5-7 классах и тоже ставила спектакли. Очень необычно и весело показали «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя к его юбилейной дате, а Любовь Анатольевна с другим классом – сценку из «Портрета». Все очень классно получилось! Даже самым нерадивым ученикам нашлась роль!

Уроки литературы не прошли даром.

Вспоминаю уроки по литературе, на которые всегда ходили с удовольствием. Каждый урок был по-своему интересен; Любовь Анатольевна читала нам свои стихотворения, смотрели экранизации произведений великих писателей, слушали пластинки с записью стихотворений, которые читал сам Сергей Есенин, читали по ролям, готовились к различным конкурсам. Было интересно узнавать биографии великих писателей и поэтов.

А на экзамене по литературе я писала сочинение по произведению В.Распутина «Пожар». О трудных временах в жизни народа всегда писал этот великий мастер слова, к сожалению, уже покинувший нас. Трудные времена перестройки пришлись и на нашу жизнь. Но мы выдержали и потери, и материальные трудности, и кризисы. Ведь мы воспитаны на русской литературе! А чего только не переживала она! И запреты, и цензуру, и «указку партии», и беллетристику, и чернуху, и чтиво. Пережила! И по-прежнему ученики читают у Ахматовой:

«И мы сохраним тебя,

Русская речь! Великое

Русское слово».

С помощью учителей, преданных своему делу. А мы такие…

Лариса, сестра моя, закончила с отличием художественную школу. Так я до сих пор помню ее рисунки к произведениям русских классиков. Вот Раскольников убивает старуху, а вот Обломов, в постели лежа, погибает духовно и физически, вот роза осенняя под дождем из стихотворения А.А. Фета, вот князь Андрей Болконский со знаменем. А по картине большого размера, где был изображен бал у Воланда из «Мастера и Маргариты» Булгакова ученики даже на экзаменах составляли устные ответы.

А недавно мы с сестрой ездили на «Фауста» Гете в Большой театр. Пьеса – класс! До этого я с родителями в Большом посмотрела «Богему». Да, мы еще и театралы. Это со школьных лет, когда с учениками, когда семьей, мы посещали театры и в г.Дмитрове, и в Москве, и замечательный театр в Твери (я там училась в университете). Особенно запомнился спектакль «Кабала Святош» по М.Булгакову, о Мольере. А так мы посмотрели и «На дне» Горького, и «Вишневый сад» Чехова, и «Вий» Гоголя… А литературные музеи: усадьба «Середниково», связанная с именем М.Ю. Лермонтова, Михайловское А.С. Пушкина, Ясная Поляна Л.Н. Толстого…Также мы с мамой побывали на родине Леопарди и Данте Алигьери, Виктора Гюго и Дюма, Эль Греко и Эзопа, Гете и Шиллера… о некоторых поездках Любовь Анатольевна оставила впечатления в стихах. Вот одно, маленькое:

В Пушкиногорье –

Пушкин – все.

И емкость фразы

Нам понятна.

Кроме культуры,

Ничего.

Ничто не хочет развиваться.

Народу же завещано давно

Духовной пищею питаться.

                              (12.08.2008г)

Писать стихи мама начала давно, в детстве. Но первый стих, посланный в издательство «Пионерской правды», получил критический отзыв. Но мы не останавливаемся, встретив трудности. Боровкова Любовь Анатольевна выступала со своими стихами перед педагогами и учениками, в центральной библиотеке г. Дмитрова, на конкурсах занимала места (III – за стихотворение, посвященное не только Великой Отечественной войне, но и тому, что происходит сейчас на Украине). Могу его изложить:

Поставить точку в сорок пятом,

Войну победой завершив,

Мы восклицательным прославим

Мир счастье, труд и жизнь!

Все ради этого – Земля, вертись!

Сменились знаки восклицанья

На риторический вопрос

В дни празднования семидесятой

Победы над фашистскою ордой:

Опять протягивают руки

Все недобитки прежних войн –

Какие оборотни-суки

Хотят отнять у нас покой?

В каких еще корыстных целях

Опять развязана война?

Донбасс, Донецк…

Кто на прицеле

Кто выпьет шеломом до дна

Тебя, водичка из Днепра?

Уж в три погибели согнулся

Вопрос, навязший на устах:

Россия-мать, где ты была,

Когда опять война пришла?

Когда же кончится она?

Россия, спросят у тебя?

                                (26.01.15)

Стихотворение называется «Точка, восклицательный, вопрос».

К 70-летию Победы было написано 9 стихотворений.

На разные темы есть у нее стихи: философские, любовные…Есть особенно любимые.               

«Соловьиный сад» А.Блока и мой»

«Наказанье ли ждет иль награда?»

Я с пути своего не сверну.

Пусть измучусь, исчезну, исчахну,

До конца, постараюсь, дойду.

«Соловьиный» ли сад подвернется –

Лилий мне из него не видать.

Соловей пусть песней зальется –

Я останусь на месте стоять.

Постою, послушаю – сладко…

А потом – слащаво – пойму.

Убегу от калитки я сада.

И глоток свободы вдохну.

                                   (14.01.2009г)

Или

           «Игорь и Ярославна»

(в подражание Игорю Северянину)

То было, может быть, давно,

А может быть, совсем недавно,

Я опиралась на окно,

Ждала тебя, как Ярославна.

А ты как будто бы в полон

Взят, одурманенный недугом.

Наносишь вновь и вновь урон

Той, что хотела быть женой и другом.

Мне улыбнулся как-то день,

И ты бежал ко мне бесславно…

Но за тобою словно тень

Свободы призрак тихо крался.

Была задумчивая ночь

Погружена в свои загадки…

И ты умчался снова прочь

От Ярославны без оглядки.

Раз не узнал своей душой

Того, кто близок был и дорог,

Из сердца вон и с глаз долой.

И разошлись пути-дороги.

И в разных станах мы с тобой-

Нам лучше не встречаться на Непрядве.

То было, может быть, давно,

А, может быть, совсем недавно

                                   (30.10.2005г)

Ее стихи напечатали в газете «Времена и вести» (№1/299) 15 января 2009г. в статье под заголовком «Любить, прощать и верить чуду». Вот одно из них:

Я счастлива вполне

Уже лишь тем, что существую,

Что эта штука-жизнь по мне,

Горюю я или ликую.

Что мне людей не занимать,

Которых помню, не забуду,

Что я могу их понимать,

Любить, прощать и верить чуду.

Признать, что милостив наш Бог,

Что наступает воскресенье.

И что из пройденных дорог

Одна была как восхожденье…

                                  (28.07.2004г)

У пишущего учителя и пишущие ученики. Некоторые уже стали поэтами, другие участвуют в конкурсах чтецов, третьи пробуют перо. И спрашивают: «Любовь Анатольевна, а вы еще пишете стихи?» Любовь Анатольевна отвечает: «Я уже пишу мемуары». Это она хитрит. Хотя она (я знаю) пишет книгу о русских простых женщинах под названием «Плач по Ярославне», но я также знаю, что на пианино в ее комнате стоит перекидной духовный календарь-ежедневник, куда она иногда записывает возникшие вдруг строчки:

С кого черниговский монах

Мадонну рисовал?

Корону в золоте

На чью головку одевал?

Чей скорбный лик

Платком покрыл

И ореолом неземным

Сей облик освятил?

В какие бы одежды золотые

Тебя, Мария, люди не рядили,

Все перед нами женщина простая,

Ее мы матерью своею называем.

                                     (29.04.2016г)

Раз ученики спрашивают, раз работает в школе – надо соответствовать званию учителя! В этом году две ученицы решили тоже поступить на факультет русского языка и литературы в педагогический институт. И своим девятиклассницам Любовь Анатольевна говорит: «Идите в учителя! Институт – это время самоопределения и поиска истины, время настоящей студенческой дружбы и любви, время открытий. Рядом будут однокурсники и педагоги! Вспоминаю, как с куратором Ириной Алексеевной Елисеевой изучали тонкости русского языка, как ездили на родину Есенина в Константиново; как профессор Левинсон читал нам зарубежную литературу, как у Рыбаковой писала курсовую по творчеству Толстого, а как у всеми обожаемого Кременцова защищалась по творчеству Дельвига, как у декана Рунышкина знакомилась с советской литературой. А споры в общежитии с подружками о прочитанном! А любовь! А чтение, само чтение! Сколько книг! Дух захватывает! И все это будет у вас!»

И ученики участвуют в конкурсах, пишут сочинения, сдают экзамены. И уходят. А мы остаемся. Я желаю еще долго своей маме работать в школе и быть нужной людям.

                                    Дочь Надежда

«Я присоединяюсь к пожеланиям сестры, печатаю этот очерк и рисую иллюстрации к стихам».   

                                                                                                       Дочь Лариса

Июнь 2017год







1
Мне нравится