ПРИ ПОДДЕРЖКЕ При поддержке издательской группы Эксмо-АСТ При поддержке объединенной  издательской группы Дрофа-Вентана При поддержке портала МЕЛ При поддержке портала МИР24 При поддержке  Грамота.ру
Я вырос на уроках литературы
Истории об учителях, учениках и героях сочинений



11 Июля 2017

Простые истины

Вот уже целый год пролетел с того момента, как я выпустила в небо белоснежный шарик и распрощалась со школьным порогом, устремившись навстречу ожидающему впереди будущему, которое казалось таким безумно далёким и пугающим. Однако не всё забывается в стремительном полёте лет: некоторые простые - но такие важные! - истины постигаются нами в стенах школы. Иногда они остаются с нами на всю жизнь, служа надежной опорой, вдохновением и ответом на многие вопросы. Один урок литературы в одиннадцатом классе оказался для меня важным уроком на все последующие годы...

В субботу последний урок становился для нашего класса тяжкой мукой: многие мысленно уже вовсю бежали домой или ели пирожки в столовой, а разговор о поэтических направлениях Серебряного Века русской литературы тянулся бесконечно долго. И вот наконец - спасительный звонок. Вокруг нетерпеливо заскрипели стулья, раздалось радостное шушуканье.

- Не забудьте про своё домашнее задание, - голос нашей учительницы ненадолго прервал всеобщее оживление, - вам нужно разделиться на группы по каждому направлению и придумать собственную сценку. Если кто-то напишет стихотворение в духе вашего течения - отдельный плюс!

По классу пронеслось жалобное мычание: увы, не всем дарован актёрский талант. Но ничего не поделаешь - надо работать. Как только мы покинули кабинет, началась активная борьба за места в группах: многие мечтали попасть к футуристам. Символисты тоже пользовались популярностью, особенно у женской половины, разделявшей их стремление к непостижимым тайнам человеческих чувств. Я же решила стать акмеистом, как Николай Гумилёв: его стихи были для меня магией, они хранили в себе память о конквистадорах, горных вершинах и африканских пустынях. Рядом со мной оказался мой друг, Сергей, который согласился выполнять задание со мной.

- Ну, что делать будем? - он вопросительно взглянул на меня. Вокруг бурлило оживленное обсуждение, и Сергей был уверен в наличии у меня каких-нибудь идей.

- Можно попробовать написать стихи, - предложила я. - Ты ведь хотел попробовать?

- Да, но, кажется, у меня не очень хорошо получается...

- Ерунда, - я ободряюще похлопала его по плечу. - Мы же будем работать вместе, поэтому все получится!

Он благодарно улыбнулся, и всю дорогу домой мы наперебой делились друг с другом идеями наших будущих творений.

***

На следующей неделе я принесла своему коллеге стихотворение, которое написала за выходные. На самом деле я безумно волновалась, вдруг не понравится? Но я чувствовала, что могу доверять моему другу. Сергей тоже ждал меня, что-то быстро зачеркивая, а потом снова записывая в тетради.

- Привет! Я тут пытаюсь стих сочинить... но, кажется, получается не очень.

- Да ладно тебе, - я села рядом, пытаясь рассмотреть написанное. - Можно, я почитаю? А потом разберём вместе. Вот, я принесла тебе свой. Никому больше не показывала, только тебе. Надеюсь, понравится.

- Да брось, Машка, - он взял у меня лист. - У тебя всегда хорошо выходит.

Я смущённо улыбнулась. Может, оно и выходит, да только почти никто об этом не знает. Возможно, стоит прислушаться к Сережкиным словам и быть чуточку похрабрее. Ладно, поглядим... Я стала внимательно читать его стихотворение, примечая небольшие сбивки в размере и ритме. Ничего, исправим. Вместе над любым делом работать легче.

- Вау, Машка! Это же просто потрясающе!

- Правда? - на мгновение меня будто парализовало. - Спасибо огромное.. 

- Обязательно прочитай его завтра, - сказал он, возвращая мне листок. - Не то что моё...

В моей голове завертелся вихрь пугающих мыслей. Выступать перед всеми! Какой ужас, а если у меня задрожит голос? Я попыталась сразу отогнать их подальше. В конце концов, Сергей сказал, что все хорошо. Значит, все точно будет хорошо, ведь я не одна.

- Так, давай-ка посмотрим, что здесь можно подправить...

***

Вот и настал назначенный день. В классе на царило всеобщее оживление в предвкушении необычного урока литературы. Первыми выступали символисты. В исполнении одноклассников появились Блок, его супруга и вся символистская братия. Как и положено, они держались прямо, дамы - с веерами, говорили слегка на французский манер и обсуждали высокие чувства в поэзии. Браво, аплодисменты, Настоящие символисты.

Далее - футуристы. Их выход сразу произвёл фурор. В центр классе сдвинули несколько столов, на лампу подвесили авангардную картину, на котором красовался рояль, потому что достать настоящий и подвесить его к потолку, как сделали бы самые дерзкие «будетляне», не представлялось возможным. Наши символисты появились в самых неожиданных нарядах, подчеркивающих неуемный революционный дух. Конечно, вряд ли столетие назад мужчина, пусть даже и символист, осмелился бы выйти в свет в гламурном розовом шарфике. Но немного пофантазировать можно. Главное, что такое выступление запомнится надолго. Все пятнадцать минут мы хохотали, проводив их бурными аплодисментами.

Далее настала наша очередь - акмеисты. Конечно, мы Сергеем чуть ли не тряслись, но в итоге решили, что в последний школьный год можно - даже нужно - решаться на самые неожиданные поступки. Так, чтобы самому потом удивляться собственной отваге.

Он выступил первым. Мы вместе подправили его творение, поэтому встречено оно было тепло. Сергей завершил свою часть и уступил мне место. Ладно, в конце концов, нужно быть немного посмелее и оставить какой-то след в вечности... Забыв обо всем, о десятках пар глаз, выжидающе глядящих на меня, я с головой перенеслась в мир образов: горы, запах полевых цветов и небо, полное звёзд:

Охраняет твой сон господин всех ветров,

Повелитель и стражник прибрежных морей,

Рассекая хребет, покидает восток

И стремится на запад последний рассвет.

 

Зажигаются звезды, и ветер притих,

Горный страж исчезает в чреде облаков.

Россыпь рос освещает твой путь в темноте,

Уводя в мир легенд и волшебных костров.

 

Этот свет согревает в осеннюю мглу,

Продолжает светить сквозь холодный туман,

Я пойду за тобой, мы вернемся в страну,

Где гуляют ветра и не страшен буран.

 

Я вплету васильки в яркий летний венок,

Чтоб тебя никогда не коснулась печаль.

Мы пройдем через этот последний порог,

Зажигая огни, будем лето встречать.

Я не заметила, как дошла до конца. Пара секунд звенящей тишины после последнего слова и - аплодисменты. Я облегченно вздохнула. Все закончилось хорошо, у нас получилось, мы справились!

- Горы, путешествия... здесь чувствуются гумилевские нотки.

И выше этой похвалы от педагога мне и не надо. Главная цель выполнена - стихотворение достигло своих слушателей. Возможно, оно найдёт своё место в старенькой толстой тетрадке, где хранятся творения бывших выпускников, которые когда-то были на нашем месте. И нам достался шанс стать частью истории - одной большой истории, объединённой уроками литературы.

Они стали для нас уроками на всю жизнь, помогли обрести собственный голос, научили быть смелыми, вдохновенными и чуткими, показали, как много значит дружба и вера друг в друга. Эти истины не остаются за порогом школы, когда прозвенит последний звонок. Они следуют за нами всю дальнейшую жизнь, и, может, во многом определяют наше будущее.

А с ними оно обязательно будет светлым.

Мария Смирнова





0
Мне нравится