ПРИ ПОДДЕРЖКЕ При поддержке издательской группы Эксмо-АСТ При поддержке объединенной  издательской группы Дрофа-Вентана При поддержке портала МЕЛ При поддержке портала МИР24 При поддержке  Грамота.ру
Я вырос на уроках литературы
Истории об учителях, учениках и героях сочинений



27 Июня 2017

Уроки литературы военного времени

Наверное я здесь самая старшая участница из тех, кто написал о своих уроках литературы. Мои школьные годы пришлись на предвоенные и военные годы. Но может быть молодым будет интересно почитать, как учились их предки? В начальных классах у нас была отличная учительница, которая дальше учила нас немецкому языку с пятого по седьмой класс и была нашим классным руководителем. Это Антонина Петровна Кадулина.

В пятом и шестом классах снова повезло: русский язык и литературу нам преподавала Надежда Ивановна Хведосюк. Все её уроки были чрезвычайно интересны. И она всегда поощряла и хвалила мои первые сочинения.

Я жила в большом промышленном городе и летом у моих родителей никогда не было возможности послать меня отдыхать за город. А я очень мечтала хоть раз побывать в пионерском лагере. Но вдруг в 1941-ом году благодаря содействию Надежды Ивановны, которой очень нравились мои литературные перлы, я попала в пионерский лагерь!

До сих пор помню я дни, проведенное там.

В седьмом классе нас пришел учить русскому языку и литературе Иван Григорьевич Субботин, но, увы ничему не научил. Придет он на урок, а мы составим вместе все парты и поем:

Топится, топится в огороде баня,

Женится, женится мой миленок Ваня…

и так далее.

Он стоит, улыбается и говорит « Ну ладно, ребята…». А нам весело и поем ещё громче…На других уроках он нам сам пел по нашей просьбе, и рассказывал разные истории, конечно не о литературе и грамматике.

Потом школы разделили на мужские и женские, и я очутилась в другой школе.

В восьмом и девятом классах у нас была учительница Рудакова. Она еще больше создала простор моему воображению. Ей очень нравилась моя отсебятина, а мне нравилось её писать. Некоторые сочинения я писала стихами и сопровождала рисунками.

В десятом классе была очень молоденькая учительница. Мы её звали Ирочка. Её легко было рассмешить. Мы пользовались этим и на каждом уроке Ирочка безудержно смеялась. Но она требовала от нас не полета мысли, а казенные рассуждения и не разрешала нам приводить примеры из художественной литературы, а что-то вроде «классического» примера из учебника грамматики про то как «пятак упал к ногам.» У меня сохранились все сочинения за восьмой и девятый класс. И за все стоят только пятерки.

Вот отрывки из одного моего домашнего сочинения про нашу армию, которое я написала в восьмом классе

Мы Армию нашу растили в сраженьях

Гул снарядов сотрясает все окрестности кругом:

Наши славные солдаты на борьбу идут с врагом

Мчится конница из Тулы, вот донские казаки

Вот крестьяне собралися на врага из-под Москвы.

Видны разные папахи, слышен разный разговор,

Но у всех их на фуражках есть звезда – наш ореол.

Претерпев лишений уйму, но не знав что значит страх

Шли рабочие, крестьяне, чтоб врага повергнуть в прах.

Сколько их погибло в битвах, под Воронежом легло

Но врагу удар нанесши, разгромили враз его.

Вот теперь образованье первой конной началось.

Для сражения с врагами быстро войско создалось.

Изменил народу Троцкий, и армейцам он велел,

Чтобы шли они сквозь степи, он их гибели хотел.

В тех степях кишели гады, и засели там враги,

И поднять они хотели наши войска на штыки.

Но разгадан был и этот для солдат коварный план:

И пошли они не в степи, а в Донбасс, узнав обман.

Там опора – наши люди, там и уголь есть и хлеб,

И идут войска бесстрашно друг за дружкою вослед.

Разрезая на две части стан Деникина, бойцы

Ворвались в Донбасс Советский, воевав как молодцы.

С южным фронтом всё в порядке. Сталин там дела ведет.

Время быстро пролетело, и двадцатый год идет.

Словно вороны, вторглися легионы на наш край:

Пан Пилсудский поживиться Украиной возмечтал.

Захватили паны Киев, но потом не повезло:

Конница пошла на панов, их в смятенье привело.

Ленин с Сталиным велели всем на запад приходить.

Враг оттуда наступает и грозит нас разгромить.

Встрепенулось наше войско, поспешили все туда:

Пики остры, шашки тоже, кони быстры – хоть куда!

Закаленные в сраженьях и выносливы они

Устремилися на Запад и врагов опять смели…

 

Вся Европа запылала охвачённая войной

Только нащ Союз Великий не был втянут той порой.

В нем спокойствие царило, но царило пред грозой.

Птицы медленно летали, тихо всё и шума нет.

Но внезапно долетает грома гул и молний свет

Точно так же враг коварный выступил на нас войной

Над страной нависли тучи, вот затишье пред грозой!

Враг забыл о прежних битвах, поражениях своих

Как удары получая удирал всё позабыв.

Раньше армия народа без оружия была:

20 штук винтовок в роте в нею редкостью была

И в таком негрозном виде била всех врагов она.

Несмотря на все лишенья знамя Родины несла.

Вот прошло уже два года, как воюет наш Союз

И в сражениях с народом враг узнал большой конфуз.

Шел он в наши земли смело чтобы нас закрепостить

Превратить всё в пепелища и людей чтоб истребить

Но недолго грезил немец, как удары получал

Раньше немцы наступали, а потом наоборот

Наш Союз не только вынес натиск бешеный врага,

Но сумел он ввергнуть немцев к катастрофе как всегда…

А потом в нашем городе было открыто много госпиталей для раненых, куда мы ходили читать им стихи, которые учили на уроках литературы, ( я помню, что читала «Сон Татьяны,» помогали писать письма домой, вязали варежки и кисеты. А в школе активно собирали макулатуру и металлолом, из которого потом на заводах изготовляли оружие для фронта.

 Александра Вискова 1929 г.р.  





7
Мне нравится