ПРИ ПОДДЕРЖКЕ При поддержке издательской группы Эксмо-АСТ При поддержке объединенной  издательской группы Дрофа-Вентана При поддержке портала МЕЛ При поддержке портала МИР24 При поддержке  Грамота.ру
Я вырос на уроках литературы
Истории об учителях, учениках и героях сочинений



18 Июня 2017

Уездный учитель

В моей жизни было несколько школ в разных уголках нашей необъятной Родины. Был, естественно, не один учитель русского языка и литературы. Рассказать же хочется об учебе в средней и старшей школе. Место действия: Подмосковный уездный город. Время: «суровые» 90-ые.

Светлана Васильевна, так звали нашего учителя, была всегда требовательна к ученикам, наверное, как и к себе самой. При этом в средней школе она им была словно нянечка, всячески опекала и пестовала своих «птенцов».

Она старалась сделать уроки, даже такого скучного предмета, как русский язык, увлекательными и познавательными. Чего стоит двухдневный марафон, посвящённый деепричастному обороту. Два дня по шесть уроков, в которых было всё: история, морфология, пунктуация и всё это «смотря на» и «не смотря на». Эти уроки были не в тягость, хоть и не в удовольствие – это ведь русский язык.

Проводила Светлана Васильевна и классные олимпиады по русскому языку, на которых было много разных заданий на правописание, на пунктуацию, о значении слов и множество других, которые были с «подвохом» и без него. За победу ученики получали книги с пожеланиями о прилежной учёбе и «правильной» жизни.

Преподавала наша учительница исключительно русскую литературу, даже в списке летнего чтения, который почти никто, кроме «ботаников», не читал, были произведения исключительно русских и советских авторов.

В старших классах отношения с учителем разладились. Мы росли и были совсем не «лебедями», а «гадкими утятами». Светлана Васильевна для многих стала мачехой. Я был не исключением. Однако именно тогда уроки литературы стали интересными. Произведения из мифических превратились в реалистичные. Герои оживали, а их жизнь сравнивалась со своей, родительской и тем, что происходило вокруг.

Была у Светланы Васильевны так сказать «литературная слабость» – ей нравился Александр Исаевич Солженицын. А вот мне этот автор был не ясен и не понятен. Иван Денисович был совсем не интересен. Нравился нашему учителю и Василий Шукшин. У нас было задание: написать сочинение по одному из его рассказов. А ведь этот рассказ ещё надо и прочитать… Поэтому я выбрал самый короткий – «Верую!». Результат моего сочинения фраза сожаления от Светланы Васильевны: «Жаль, что ничего не понял!». А я и правда ничего не понял: бегают герои и кричат «Эх, Верую! Верую!..» и что?!

Меня увлекала «Белая гвардия» Михаила Булгакова, где крест Владимира, превращается в «угрожающий острый меч», а также вторая часть первого тома «Войны и мир» Льва Николаевича Толстого с небом над Аустерлицем… В свободное время «проглатывались» книги советских и немецких военачальников и простых солдат. К сожалению, прозы военных лет на уроках мне не хватало.

И вот пришло время выпускного сочинения. Темы сочинения становились известны в день экзамена. Однако я основательно готовился к одной. Она была очевидна, ведь выпускался я в год 200-летия великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, и Светлана Васильевна всем «лентяям» намекнула на это.

Подготовка к сочинению меня увлекла. Было прочитано большое количество ранее не читаных произведений автора. Очень понравилось «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», в котором поэт превратился в прекрасного повествователя и путешественника. Были изучены многие письма и малоизвестные стихотворения Александра Сергеевича. Заинтересовала история и содержание малоизвестного хулиганского стихотворения «Монах», которое долгое время хранилось у великого русского дипломата А.М. Горчакова и, благодаря ему, дошло до наших дней.

Намёк Светланы Васильевны помог многим. Тема сочинения в той или иной степени присутствовала в списке. Поэтому Пушкин превратился на моих страницах в героя нашего времени. После подготовки к этому сочинению и в нём скучный и нудный А.С. Пушкин стал живым, неутомимым, юморным и хулиганистым Александром Сергеевичем.

В завершении хочется рассказать о своей однокласснице, которая на уроках русского языка и литературы сидела прямо за мной. К Маше, так её звали, я поворачивался на каждом диктанте, изложении и сочинении, чтобы узнать, как пишется то или иное слово, где поставить или не поставить запятую. Каждый раз она смотрела на меня, словно на маленького ребёнка, потому что для неё правописание было естественно, а знаки препинания всегда были на местах. Часто она на меня «шикала» и просила не отвлекать, но ответ я получал всегда.

После окончания школы Маша поступила в Педагогический институт, который прекрасно окончила. Она стала учителем русского языка и литературы. Теперь её называют Мария Юрьевна, и со Светланой Васильевной они стали коллегами.

Вадим


Приглашаем Вас оценить истории «Народной книги» и оставить свой комментарий:

Конкурсы «Народной книги» на Facebook

Конкурс «Были 90-х»

Не забывайте размещать свои истории о 90-х годах в Facebook, помечая их хэштег #Были90х





3
Мне нравится