ПРИ ПОДДЕРЖКЕ При поддержке издательской группы Эксмо-АСТ При поддержке объединенной  издательской группы Дрофа-Вентана При поддержке портала МЕЛ При поддержке портала МИР24 При поддержке  Грамота.ру
Я вырос на уроках литературы
Истории об учителях, учениках и героях сочинений



4 Мая 2017

Приговор

Какую роль играют учителя в формировании личности ребёнка? Важны ли уроки литературы в наше время? Как они влияют на развитие детей и чем полезны? Я бы, честно, никогда не задумалась над этими вопросами, если бы была воспитана «людьми, отрабатывающими в школе свои часы и получающими деньги»; иными словами – такими учителями, которые в принципе не заинтересованы качеством знаний, а уж тем более, учениками.

Откровенно скажу, педагоги у моего класса – самые лучшие, но, как вы понимаете, не все. Не со всеми сложились «тёплые отношения».

С самого выпуска из четвёртого класса мы были ненормальными. Да, не стоит, наверное, отмечать излишнее бешенство на уроках, драки, скандалы, полицию, мало ли кто этим выделяется? Да и это точно не причины для гордости. Мы были ненормальны тем, что умели брать любой материал, что бы учителя не давали; мы умели мыслить нестандартно; умели играть на сцене; умели читать стихотворения (лучше всех в школе) и много чего мы могли делать все вместе (и это при том, что класс был разбит на «группы»,- каждый общался в определённом кругу). В этом, без сомнения, заслуга нашей первой учительницы – Натальи Евгеньевны. Она сама по себе человек необычный – яркая, весёлая; её звончайший смех из миллиона могу узнать. К слову, она коллекционирует колокольчики из разных городов и стран. У неё получилось воспитать нас «командой».

Так вот, с того времени, как мы «вступили в мир почти взрослых людей», у нас появились новые предметы, интересные и не очень. В течение шести лет учителя менялись, и у каждого из них свой способ преподавания, свой взгляд на оценки и т.д. Не хочется говорить, что есть «лучше и хуже», но это самая понятная формулировка . В седьмом классе нам поставили нового учителя по русскому языку и литературе; она только вернулась из Лондона, где преподавала русский как иностранный . Если бы вы видели наши лица на её первом уроке: она представилась, познакомилась с нами, мы прочитали вместе произведение, и она начала задавать нам вопросы… Нет, не то чтобы это было необычно, для нас это вообще было впервые! До этого на уроках литературы мы читали вслух, рассказывали наизусть заданные стихотворения, и, в принципе, этим ограничивались. Однако тут новая потрясающе выглядящая преподавательница задаёт нам вопросы по прочитанному, пытается вывести нас на рассуждения. В общем, эту гробовую тишину с нашей стороны надо было видеть. Хочу сказать, что я не люблю, когда такие моменты происходят, и именно тогда мне не просто хотелось «спасти ситуацию», мне действительно хотелось рассуждать, обдумать вопрос, и дать на него свой ответ. Я подняла руку, меня сразу спросили. Так потихоньку «завязался» диалог, затем и другие ребята посмелели. Не помню точное название произведения (оно было основано на сказке), но хорошо помню, что последний вопрос был примерно таким – «Какой смысл этого произведения? О чём оно заставило вас задуматься?». Класс как сквозь землю провалился; я вновь робко подняла руку и ответила: «Главный герой не ценил того, что ему давали. Он вёл себя неблагодарно по отношению к морскому царю». Правда, не помню в деталях свой ответ, но зато хорошо помню, что я закончила говорить, прозвенел звонок, удивлённые глаза учительницы смотрели на нас и она сказала: «Вот сейчас Вероника вам всем подписала смертный приговор». У меня и так смущение через край, а этих слов я сразу и не поняла. Сейчас, конечно, мне понятен их смысл: Татьяна Николаевна не отказалась от нас, она понимала, что мы мало чего смыслим в литературе, но своим упорным трудом, своими нестандартными заданиями, она научила нас думать, размышлять, она показала нам, какой может быть литература! Сначала нам было непросто привыкнуть, но уже через год-два, мы все её обожали.

Не могу не отметить особенный подход к изучению произведений русской классики. Думаю, многие учителя задаются вопросом: как заставить детей прочитать? Никак. Не надо заставлять, надо так воспитать, порою заинтриговать, чтобы ребёнок сам захотел это сделать. Мы уважали учительницу, прислушивались к ней, а потому читали. После каждого изученного произведения у нас на выбор было либо сочинение, либо проект. Это были самые интересные проекты; мы снимали фильмы, фильмы, как ответ на главный, заданный учителем, вопрос. Первым таким новшеством было видео-эссе на драму Александра Островского «Бесприданница». Да-да, мы распределяли роли, выбирали обстановку, думали над музыкой, затем снимали, а после Женя, наш режиссёр и монтажёр, работал над фильмом. Чтобы понять персонажа, которого приходилось играть, ребятам было необходимо прочесть произведение и характеристику героя. Конечно, мы не снимали до точности книгу, мы творили: добавляли какие-то свои моменты. Могу сказать точно: это самое лучшее времяпрепровождение – горячо обсуждать с одноклассниками произведение, думать, кто будет играть того или иного героя, как представить это; процесс съёмки никого не оставлял равнодушным.

Где мы только не были, чтобы снять лучший пейзаж, лучший фон, сколько раз мы переснимали, потому что кто-то забывал слова, а другой начинал дико смеяться в это время, но никто из нас ничуть не жалеет о том, что посвятил этому время.

С уверенностью могу сказать, что мы выросли людьми. Мы не относимся к числу тех, кто в родной литературе вообще ничего не мыслит, мы можем не просто добро от зла отличить, - мы научились понимать, осмысливать, анализировать и смотреть на ситуацию с разных сторон. Благодаря тому, как Татьяна Николаевна преподносила материал, мы неплохо знаем биографии писателей (и пусть замолчит тот, кто считает, что это скучно!). В наше время действительно редко можно встретить душевного учителя, поэтому нам повезло. Задача преподавателей заключается не в том, чтобы просто научить, а в том, чтобы вырастить достойное поколение. Извините, но как-то не хочется в будущем видеть родителей, которые с гаджетом вместо ребёнка гуляют, или того хуже – моральных уродов, не усвоивших нравственные принципы, которые прививает литература. Татьяна Николаевна одна из тех, кто прекрасно делает эту работу; мы бесконечно благодарны ей за лучшие уроки «доброты и жизни».

Вероника


Приглашаем Вас оценить истории «Народной книги» и оставить свой комментарий:

Конкурсы «Народной книги» на Facebook

Конкурс «Были 90-х»

Не забывайте размещать свои истории о 90-х годах в Facebook, помечая их хэштег #Были90х





4
Мне нравится