ПРИ ПОДДЕРЖКЕ При поддержке издательской группы Эксмо-АСТ При поддержке объединенной  издательской группы Дрофа-Вентана При поддержке портала МЕЛ При поддержке портала МИР24 При поддержке  Грамота.ру
Я вырос на уроках литературы
Истории об учителях, учениках и героях сочинений



24 Апреля 2017

Достаётся недёшево

Со своей лучшей подругой Альбиной я познакомилась в апреле 1975 года, когда наша семья переехала в новую кооперативную квартиру по проспекту Карла Маркса. Был конец учебного года, я заканчивала 4-й класс (я была круглая отличница!), мне пришлось перейти в новую школу, и школа эта - № 7 - мне ужасно не понравилась.

Вспоминается заседание родительского комитета, на котором разбирали поведение отъявленных прогульщиц. Мама моя, к счастью, была занята в своей школе и не попала на мероприятие. Я же на всю жизнь запомнила слова классной руководительницы: «Ира была такая мягкая, такая нежная. Альбина была ребёнок как ребёнок. Но вот появляется Гладкова…». В общем, я стала девочкой, «с которой детям не разрешали водиться», как героиня Ирмгард Койн.

Несмотря на запреты взрослых, Альбина дружила со мной. У нас дома была неплохая библиотека, а подруга моя, так же как и я, больше всего на свете любила читать. А ещё Альбина очень любила Вербу. Мама согласилась взять в нашу новую квартиру щенка, и этот пушистый комочек, озорной и ласковый, рос у нас на глазах. Мы учили Вербочку сидеть, давать лапу, приносить мячик, подавать голос и наряжали в детские платьица.

Альбина пробовала писать. Вот одно из первых её стихотворений (автору 12 лет):

Если б люди были собаками,

я бы кости им все отдал.

Не трепал бы за уши и лапы,

от помоек не отгонял.

Подобрал бы хозяйку бездомную

иль хозяина, мне всё равно.

Разрешал бы им грызть ботинки,

плётку выкинул бы в окно.

Я сказал бы: «Дай лапу, хозяин!»

И спросил бы, её пожав:

«Хочешь спать на моей кровати?

Хочешь?

Правду скажи мне! Гав!»

* * *

У меня тоже были первые литературные опыты, но начала я раньше Альбины. Свою первую «поэму» я написала в третьем классе, в возрасте девяти лет. Предыстория её создания такова: в школе на уроке нам рассказывали о магнитогорской поэтессе Людмиле Татьяничевой и читали её стихи. Одно из них мы учили наизусть, строки из этого стихотворения я помню и сейчас:

Достаётся недёшево

счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

На дом дали задание - написать сочинение по пословице, чтобы оно перекликалось со стихотворением Татьяничевой. Со всей серьёзностью, на какую была способна, я принялась за дело, начав с изречений:

Вспашешь в срок, посеешь в срок — будет урожай высок.

День прозевал — урожай потерял.

Упустишь время — потеряешь урожай.

Вторая из приведённых мною пословиц больше всего, на мой взгляд, соответствовала моему замыслу – садово-огородные работы я себе представляла, тема труда была значимой, своевременность проводимых работ – день прозевал – выходила на первый план. И полились строки:

Кто хоть на день

попозже посеет –

у того

ничего не поспеет.

На себе испытала я это,

лук посеяла я в это лето.

Все посеяли седьмого,

я-ж посеяла восьмого.

Скоро времечко идёт,

урожай-то наш растёт.

Вот сентябрь наступил.

У других лук невредим,

а у меня лук недозрелый –

все сказали – дорастёт!

Но пошла гроза.

Всем грозам – гроза!

Градом весь мой лук

был выбит.

Что поделаешь – гроза…

Кто хоть на день

попозже посеет –

у того

ничего не поспеет.

На себе испытала я это,

лук посеяла я в это лето.

Всё было написано на едином дыхании. Я перечитала своё творение и осталась довольна. Переписала красивым почерком и сделала рисунки к тексту.

Конечно, где-то в глубине души, своим незрелым ещё умишком я чувствовала, что развязка притянута за уши. Но уж больно значительной представлялась мне борьба за урожай, пусть и предполагаемая, читаемая между строк. И кульминационная острота эпизода (всем грозам гроза!) заключала в себе наивысшую степень напряжения сил побеждающей стороны и одновременно подтверждала народную мудрость. Опять же - «достаётся недёшево». Здесь было даже то, что не было обозначено в задании – чувство коллективизма, поддержка друзей (все сказали – дорастёт!).

Собираясь на следующее утро в школу, я представляла, как мою поэму зачитают вслух в классе, а затем одноклассники, сгорая от зависти, будут рассматривать авторские иллюстрации.

Нет, лучше не в классе, а на школьной линейке, в холле, где стоял бюст молодого Володи Ульянова; и мой дедушка – директор ШРМ № 10 (школы рабочей молодёжи), стоя среди приглашённых лиц, будет с гордостью смотреть на внучку.

Оценка «см» (смотрено) - так оценила мой духовный прорыв учительница Софья Михайловна. Возможно, потому что в произведении моём не было исхода.

Тут впору бы вспомнить другую пословицу – дурак думкой богатеет, но тогда я её ещё не знала.

P.S.

1 сентября 1971 года - начало новой эры в моей жизни – я начала учиться в школе. Наша семья жила на Калибровке - Метизной площадке возле Магнитогорского калибровочного завода.

История школы № 10 тесно связана с историй нашего города. 22 февраля 1931 года на 14-м участке на левом берегу Урала приступила к работе фабрично-заводская семилетка № 10. В 1934-35 году школа выросла до девятилетки. В 1941 году школа впервые выпустила десятиклассников.

В 1944 году школа стала мужской и из барачного помещения на 14-м участке переехала в новое здание в районе калибровочного завода, а в 1955 году – вновь стала смешанной.

В эту школу я и пришла первоклашкой.

На Калибровке находилась ещё одна школа – ШРМ № 10 (школа рабочей молодёжи). Мой дедушка Иван Васильевич Прозоров много лет был директором ШРМ № 10, и я старалась учиться только на пятёрки – дедушка мог гордиться мной. Моя мама работала в ШРМ № 10 учителем физики.

В 1975 году мы переехали в новую квартиру, и я перешла в другую школу.

В 1995 году моя 10-я школа была закрыта.

Она открылась вновь. С 1999 года школа № 10 работает в новом здании – в новом микрорайоне города по адресу: ул. Тевосяна д.27 корпус 3.

Первые четыре года, которые я проучилась в школе № 10, были лучшими в моей школьной жизни. Это было время открытий, время обретения настоящих друзей и первых творческих устремлений. Где-то классе в третьем я начала писать. Я хотела стать детским писателем – читать я научилась в 4 года.

Жизнь сложилась не совсем так, как я предполагала в детстве. Однако мой муж был Поэт и мой сын тоже Поэт. И вот наступило и моё время – я начала писать книгу и публиковать её на сайте международного литературного клуба «ИнтерЛит». Рассказ, представленный на конкурс «Я вырос на уроках литературы» - отрывок из 5 главы моей будущей книги:

http://interlit2001.com/gladkova-1.htm

Светлана Гладкова


Приглашаем Вас оценить истории «Народной книги» и оставить свой комментарий:

Конкурсы «Народной книги» на Facebook

Конкурс «Были 90-х»

Не забывайте размещать свои истории о 90-х годах в Facebook, помечая их хэштег #Были90х





1
Мне нравится