ПРИ ПОДДЕРЖКЕ При поддержке издательской группы Эксмо-АСТ При поддержке объединенной  издательской группы Дрофа-Вентана При поддержке портала МЕЛ При поддержке портала МИР24 При поддержке  Грамота.ру
Я вырос на уроках литературы
Истории об учителях, учениках и героях сочинений



6 Февраля 2017

Внук Наполеона

Литературные произведения, которые мы проходили по школьной программе, меня никогда не увлекали. У меня была своя собственная программа. Научившись читать в пять лет, я к первому классу уже перечитала все находящиеся дома книги, и перешла к тем, что приносила мама из взрослой библиотеки. В своих сочинениях по литературе я всегда пыталась написать что-то особенное, до чего другие ученики додуматься не могли, что вызывало всегдашнее одобрение со стороны нашей учительницы литературы Веры Ивановны.

Однажды нам задали написать сочинение по роману Льва Толстого «Война и мир.

Кутузов и Наполеон». «Войну и мир» я не любила, тем более, что как раз в это время читала «Солдата Швейка» Ярослава Гашека, и моё предпочтение было явно не на стороне Льва Николаевича. Его стиль строить предложения меня просто убивал. Читаешь, читаешь одно предложение, занимающее иногда целую страницу, а дойдя до конца, судорожно пытаешься вспомнить, а о чём же говорилось вначале? Начинаешь читать начало и …забываешь конец! И совсем нигде не смешно! Я конечно понимала, что на войне не до смеха, но, во-первых, «Швейк» тоже о войне, а я умирала от смеха на каждой странице, и потом в романе Толстого не сплошная же война, а ещё и мир, но есть ли в нём хоть одно смешное место?

И что бы такого написать о Кутузове и Наполеоне? В своём романе Толстой противопоставляет одного другому. Кутузов - старый, умнейший полководец. Мудрый, гуманный, добрый, по-отечески относится к солдатам. Ну и скука! И что тут можно написать такого необычного?.. Наполеона автор рисует донельзя гротескно и сатирически, особенно резко показаны его черты - актерство и лицемерие. Много раз повторяет Толстой определения «малый ростом», «круглый живот», «мутные глаза…» Стоп! А что, если?..

Идея мне так понравилась, что я тут же отбросила «Швейка» и взялась за сочинение.

«Ты думал, что величие только в победе?

Это верно; но уж если случилась беда -

Мне сдается, что и в поражении есть величие,

Есть величие и в отчаяньи и в смерти.»

Начав своё сочинение таким эпиграфом, я нашла и описала множество достоинств Наполеона, вознесла его до небес, лишь вскользь упомянула Кутузова и закончила сочинение словами «Нет героев от рожденья, они рождаются в боях». Ярчайший пример этим словам - французский император и великий полководец Наполеон Бонапарт.»

Не перегнула ли я на этот раз палку? Как среагирует наша учительница? Но отступать уже поздно, сочинение сдано. Вперёд! Победа, или смерть!

- Я проверила ваши сочинения, - начала Вера Ивановна, - сказать по правде, я недовольна. Все сочинения будто написаны под копирку. Но есть среди них одно, которое мне бы хотелось вам зачитать.

«Ты думал, что величие только в победе?» - начала она

Это верно; но уж если случилась беда…»

«…когда его тело после кончины стали обмывать, то на нем были обнаружены многочисленные глубокие шрамы от ран, о которых никто никогда не знал, потому что Наполеон не хотел тревожить солдат…», «Наполеон был мужественный, решительный человек, обладавший огромной силой духа. Он никогда не боялся смерти…»

«Возглавив французскую армию он отказался от трона, от славы, которая его окружала.

Им руководила только одна цель - побеждать…»

Вера Ивановна закончила читать мое сочинение и обвела глазами притихший класс.

Первой подала голос наша отличница Лариска.

- Но она же восхваляет врага! - её голос дрожал от возмущения. - И в романе всего этого нет!

- Я прекрасно знаю, как Толстой описал Наполеона, - ответила Вера Ивановна.

- Но разве у вас нет своего собственного мнения? Наполеон и Кутузов - два великих полководца. И нельзя отрицать, что Наполеон - незаурядная историческая личность.

Поэтому я очень рада, что хоть один из вас сумел по-другому увидеть этого человека.

- А мне сочинение очень понравилось, - неожиданно подал голос с камчатки второгодник Славка.

Мы со Славкой были родственные души, так как оба завязли в двойках по математике.

- А моя бабушка с Наполеоном… - продолжил он.

- Ой, держите меня, - перекинулась на него Лариска. - Его бабушка с Наполеоном любовь крутила… Славка у нас, оказывается, - внук Наполеона!

- Перестань паясничать, Слава, - поддержала Лариску Вера Ивановна.

- Твоя бабушка никак не могла быть знакома с Бонапартом.

На этом дискуссия о Наполеоне была закончена. Но не совсем.

Через несколько дней подходя к школе, я увидела маячущую у входа фигуру Славки.

Увидев меня, он сделал шаг мне навстречу и сунул в руку какой-то небольшой свёрток.

- Возьми, это тебе.

- Что это? - удивилась я, развёртывая промасленную бумагу. В ней оказался небольшой помятый кусок торта.

- Наполеон. Моя бабушка с ним заняла первое место в кулинарном конкурсе. Её наградили набором кастрюль. Попробуй, тебе понравится.

И на его веснушчатом лице расцвела широкая улыбка.

Елена Рехорст

Приглашаем Вас оценить истории «Народной книги» и оставить свой комментарий:

Конкурсы «Народной книги» на Facebook

Конкурс «Были 90-х»

Не забывайте размещать свои истории о 90-х годах в Facebook, помечая их хэштег #Были90х






33
Мне нравится