ПРИ ПОДДЕРЖКЕ При поддержке издательской группы Эксмо-АСТ При поддержке объединенной  издательской группы Дрофа-Вентана При поддержке портала МЕЛ При поддержке портала МИР24 При поддержке  Грамота.ру
Я вырос на уроках литературы
Истории об учителях, учениках и героях сочинений
Я вырос на уроках литературы ...
Истории об учителях, учениках и героях сочинений.

Литература в России, стране, подарившей миру нескольких гениальных писателей, больше чем литература. Это - явление, определяющее и культуру, и национальный характер, и даже политику. Как же происходит первое наше знакомство с этим видом искусства? Настал момент поделиться своими историями на эту тему. Как рождается любовь к чтению? Что ее определяет? Как прививают или уничтожают любовь к литературе школьные учителя? Что помогает и что мешает становиться активным читателем? Мы ждем яркие истории о ваших уроках литературы  - в школе и семье, о реальных людях и художественных персонажах, которые сделали чтение для вас образом жизни.  


17.05.2017
Подведены итоги «Народного сочинения»
Организаторами было получено порядка 500 сочинений. Из трёх заявленных тем, наибольший интерес вызвала тема про уроки литературы – 42% участников. У аудитории 40+ "с уроков литературы начинается Родина" (в одном сочинении так и написано), 30-летние писали воспоминания об учителях и уроках, как они повлияли на их жизнь, для подростков характерными оказались отсылки к современной литературе, доступу к бесконечным просторам Интернета.  

21.04.2017
Первое «Народное соч­инение» будет написа­но в «Библионочь»
Олег Новиков рассказ­ал о новом общеросси­йском конкурсе «Наро­дное сочинение. Уроки литературы», первый этап которого прой­дет в рамках «Библио­ночи-2017».

06.04.2017
Из выступления Олега Новикова на пресс конференции в ТАСС, посвященной старту проекта «Я вырос на уроках литературы». 24 марта 2017 г.
"...если на уроках литературы действительно «разворачивается» маленькая жизнь, и она вызывает такой большой интерес, значит и нашим авторам, и всем, кто неравнодушен к этой теме, есть, что вспомнить и рассказать".





Выдох
Владимир: Слова «мелодия, выдох души» подействовали на Вовку магически, и он твёрдо решил написать именно такие стихи! Эмоции рвались из него, как пар из носика закипевшего чайника, а вот словарного запаса, чтобы выплеснуть их на листок бумаги, не хватало, и пытливый ум привел Вовку в библиотеку, где случилось знакомство со словарём Ожегова. С мелодией он знакомился через радиоточку, по которой в два часа дня всегда передавали классическую музыку.
Как меня спас Дубровский
Ульяна: Я не помню, во сколько легла спать. Кажется, было далеко за полночь. Я никак не могла оторваться от книги, и только путем угрозы от мамы, что она накажет, меня удалось уложить в кровать. Но я не скоро уснула. Я ворочалась, никак не могла лечь в правильном положении, а в голове копошилась куча мыслей, которые не давали мне сомкнуть глаз. Мне не давал покоя один вопрос, я мысленно задавала его вновь и вновь, пытаясь придти к какому-нибудь выводу, но все было безрезультатно.
Первая попытка
Мария: К экзамену я готовилась. Не скажу, что очень упорно, но и не увиливала. Но, не смотря на все усилия, знала назубок только пять вопросов, разбросанных по книжке для подготовки к экзамену. Роковая дата приближалась и я убедилась, что ничего больше мне не удастся запомнить: биографии писателей смешались с критическими выводами про их классических героев. А про количество дат, которые не возможно не перепутать, я молчу…
Уездный учитель
Вадим: Преподавала наша учительница исключительно русскую литературу, даже в списке летнего чтения, который почти никто, кроме «ботаников», не читал, были произведения исключительно русских и советских авторов.
В старших классах отношения с учителем разладились. Мы росли и были совсем не «лебедями», а «гадкими утятами». Светлана Васильевна для многих стала мачехой. Я был не исключением. Однако именно тогда уроки литературы стали интересными.
Я не люблю литературу
Анна: Провинциальная школа, третий этаж, кабинет русского языка и литературы. В классе душно, бордовые плотные шторы, учительница сказала принести книги, которые мы читали летом, и рассказать о них. Мне 13 лет, то ли Джоан Роулинг не дописала очередную часть истории о Гарри Поттере, то ли переводчики издательства «Росмэн» еще не закончили свою работу, «Властелин колец» выучен наизусть, «Тёмные начала» тоже, перечитывать мне нечего.
А Пушкин это святое!
Светлана: "Марьиванновна отложив в сторону книгу улыбнулась директору, выгнула спину, выпрямилась по стойке "смирно", стесняясь что забыла сделать это раньше, сняла очки, робко отодвинула их в сторону, и спокойным ровным голосом статской светской дамы отрапортовала как на плацу:
-А это не я! Это все Пушкин! А вы знаете, что Александр Сергеевич это не просто поэт? Это ВСЕЛЕННАЯ! Он КОСМОС!"

20.06.2017
Писатель Александр Мелихов - для проекта "Я вырос на уроках литературы"
Александр Мелихов: "И уроки Генриетты Францевны были уроками еще и аристократизма. Даже не самые умные чувствовали, что Тургенев и Пушкин — это почему-то очень серьезно, что мир каким-то образом делится на сакральное и профанное, и литература принадлежит миру сакрального. Разумеется, никто таких слов не произносил и даже не знал, но чувствовали все. А самые романтичные даже любили и ждали этой возможности погрузиться в атмосферу возвышенного, — иными словами, аристократы готовили аристократов".

07.06.2017
Лента ru. о проекте "Народное сочинение. Уроки литературы"
Это конкурс историй разных людей об их уроках литературы. Об условиях участия можно прочесть на официальном сайте проекта. По итогам конкурса будет выпущена книга. В жюри премии журналист Фекла Толстая, литературовед и телеведущий Александр Архангельский, писатель Алексей Варламов, учителя словесности Лев Соболев и Сергей Волков, поэт Евгений Бунимович и другие гуманитарии.

07.06.2017
Острая тема!
На презентации проекта "Я вырос на уроках литературы. Контакт поколений", что состоялась в рамках фестиваля "Красная площадь-2017" развернулась бурная дискуссия. Это было настоящее состязание мнений, убеждений, взглядов.
Топ-10 историй
рейтинг → 3
Вадим: Преподавала наша учительница исключительно русскую литературу, даже в списке летнего чтения, который почти никто, кроме «ботаников», не читал, были произведения исключительно русских и советских авторов. В старших классах отношения с учителем разладились. Мы росли и были совсем не «лебедями», а «гадкими утятами». Светлана Васильевна для многих стала мачехой. Я был не исключением. Однако именно тогда уроки литературы стали интересными.

рейтинг → 3
07.06.2017
Мои книги
Татьяна: В тот миг я испытала настоящее счастье, мне казалось, что я сказочно богата, и что  уже умнее ровно на столько книг, сколько их было на столе. Какие они были разные: «Школьный год Марины Петровой» Э. Эмдем, «Алые паруса» А. Грина, «Дикая собака динго или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, «Возвращение чародея» В. Келера, «Рассказы о русских композиторах» В. Россихиной, «Робинзон Крузо» Д. Дэфо, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Восемь голубых дорожек» С. Могилевской…

рейтинг → 2
Наталия:... интересно было услышать, что ответит Светлов, как, мне показалось, загнанный в угол. Михаил Аркадьевич сказал то, что и должен был сказать: "Нет, не кончилось, и я вам сейчас это докажу". И стал читать стихи. Часа полтора он с ожесточением обрушивал на нас стихотворение за стихотворением, удар за ударом - как шквал, как снежную лавину. И поставил последнюю точку: И, вихрем в комнату влетая, Заносит книги мокрый снег, Скребется в двери волчья стая… Я взял ружье: я - человек.

рейтинг → 2
Ирина: И попалось мне среди этих работ стихотворение юноши, учившегося на год старше. Была я с этим юношей  шапочно знакома, и образ, что называется, в голове сложился. Прямо скажем, стихосложение в этот образ более чем вписывалось, но вот суть, смысл, посыл этого конкретного стиха... Как же я была с ним несогласна! Но как донести это до мира (а в пятнадцать лет, как понимаете, надо обязательно это донести)? Пойти отловить на перемене, и сказать "ты не прав, Ваня!" - глупо.

рейтинг → 2
Надежда: В восьмом классе у нас снова новый учитель – Наталья Ивановна, пожилая женщина с сиреневыми волосами. Она на первом же уроке наказала меня за плохое поведение и равнодушие к ее рассказу, заставив к завтрашнему дню подготовить доклад о жизни и творчестве Льва Толстого на два урока. Домой я вернулась поздно вечером с кучей книг про Толстого и исписанной тетрадкой. На следующий день я испытала на себе, насколько тяжел и важен труд учителей.

рейтинг → 2
Татьяна: Пока шла следующая сцена, Наталья Федоровна попыталась шепотом настроить меня на «гордость» - говорила что-то о  походке, жестах, темпе речи и  высоте голоса. Я кивала, но темперамент оказался сильнее искусства. После выстрела несостоявшегося жениха Карандышева, умирающая Лариса  в моем исполнении говорит еле слышным голосом: «Благодарю вас. Какое благодеяние вы для меня сделали...» А из зала неожиданно возглас: «Добей ее!»

рейтинг → 2
Конечно, существующая система образования прежде всего удобна наличием утвержденной и многократно проверенной схемы. Есть определенный алгоритм, который вне любой критики - кто ж что скажет против классиков, на текстах которых еще наши деды учились? Уверен, что и сейчас многие взвоют, мол, как Силлов посмел такое написать? Посмел, ибо наболело".

рейтинг → 2
Люция: Книге 14 лет и ей тоже 14 лет. Так вышло, что они ровесницы. Как далека я была от своей ученицы, когда читала эту книгу! Я читала, а она появилась на свет. Забавно… Я работала, а она училась ходить, говорить. Я училась и работала, а она бегала по дорожке, кричала «мама, смотри, как я умею». Я стала учителем, а она пошла в детский сад. Я работала в другой школе, а она пошла в 1 класс. Я стала заместителем директора, а она перешла в среднее звено. И, наконец, я появилась в её школе и стала её учительницей.

рейтинг → 1
21.06.2017
Выдох
Владимир: Слова «мелодия, выдох души» подействовали на Вовку магически, и он твёрдо решил написать именно такие стихи! Эмоции рвались из него, как пар из носика закипевшего чайника, а вот словарного запаса, чтобы выплеснуть их на листок бумаги, не хватало, и пытливый ум привел Вовку в библиотеку, где случилось знакомство со словарём Ожегова. С мелодией он знакомился через радиоточку, по которой в два часа дня всегда передавали классическую музыку.

рейтинг → 1
Мария: К экзамену я готовилась. Не скажу, что очень упорно, но и не увиливала. Но, не смотря на все усилия, знала назубок только пять вопросов, разбросанных по книжке для подготовки к экзамену. Роковая дата приближалась и я убедилась, что ничего больше мне не удастся запомнить: биографии писателей смешались с критическими выводами про их классических героев. А про количество дат, которые не возможно не перепутать, я молчу…