ПРИ ПОДДЕРЖКЕ При поддержке издательской группы Эксмо-АСТ При поддержке объединенной  издательской группы Дрофа-Вентана При поддержке портала МЕЛ При поддержке портала МИР24 При поддержке  Грамота.ру
Я вырос на уроках литературы
Истории об учителях, учениках и героях сочинений
Я вырос на уроках литературы ...
Истории об учителях, учениках и героях сочинений.

Литература в России, стране, подарившей миру нескольких гениальных писателей, больше чем литература. Это - явление, определяющее и культуру, и национальный характер, и даже политику. Как же происходит первое наше знакомство с этим видом искусства? Настал момент поделиться своими историями на эту тему. Как рождается любовь к чтению? Что ее определяет? Как прививают или уничтожают любовь к литературе школьные учителя? Что помогает и что мешает становиться активным читателем? Мы ждем яркие истории о ваших уроках литературы  - в школе и семье, о реальных людях и художественных персонажах, которые сделали чтение для вас образом жизни.  


17.05.2017
Подведены итоги «Народного сочинения»
Организаторами было получено порядка 500 сочинений. Из трёх заявленных тем, наибольший интерес вызвала тема про уроки литературы – 42% участников. У аудитории 40+ "с уроков литературы начинается Родина" (в одном сочинении так и написано), 30-летние писали воспоминания об учителях и уроках, как они повлияли на их жизнь, для подростков характерными оказались отсылки к современной литературе, доступу к бесконечным просторам Интернета.  

21.04.2017
Первое «Народное соч­инение» будет написа­но в «Библионочь»
Олег Новиков рассказ­ал о новом общеросси­йском конкурсе «Наро­дное сочинение. Уроки литературы», первый этап которого прой­дет в рамках «Библио­ночи-2017».

06.04.2017
Из выступления Олега Новикова на пресс конференции в ТАСС, посвященной старту проекта «Я вырос на уроках литературы». 24 марта 2017 г.
"...если на уроках литературы действительно «разворачивается» маленькая жизнь, и она вызывает такой большой интерес, значит и нашим авторам, и всем, кто неравнодушен к этой теме, есть, что вспомнить и рассказать".





Книга-ровесница
Люция: Книге 14 лет и ей тоже 14 лет. Так вышло, что они ровесницы. Как далека я была от своей ученицы, когда читала эту книгу! Я читала, а она появилась на свет. Забавно… Я работала, а она училась ходить, говорить. Я училась и работала, а она бегала по дорожке, кричала «мама, смотри, как я умею». Я стала учителем, а она пошла в детский сад. Я работала в другой школе, а она пошла в 1 класс. Я стала заместителем директора, а она перешла в среднее звено. И, наконец, я появилась в её школе и стала её учительницей.
Великий дар призвания
Игорь: В памяти отложился урок знакомства с  биографией А.С.Пушкина, началом его творчества. С каким душевным волнением, сопереживанием трагической  жизни и смерти поэта она рассказывала, что её состояние невольно передалось нам, ученикам. Мастерски владея литературным словом и памятью, речь её перемежалась со стихами поэта, отрывками из дневников и переписки, она просто заворожила нас своим моно-спектаклем. Такие уроки классики и были тем мощным стимулом в старательном изучении литературы.
Что-то светлое
Елена: Сашка появился дня через три, когда кровоподтёк под глазом приобрёл цвет шведского флага. Я ни о чём его не спрашивала, а он не приближался ко мне, видимо из опасения моих расспросов. Особенно интересно было слушать его на уроках чтения, а позже, с пятого класса, и литературы. Иногда я давала задание придумать вопросы по прочитанным произведениям или задать вопрос герою. После чтения рассказа Тургенева «Муму» Сашка сказал: – Если бы Герасим мог мне ответить, я бы спросил, зачем он утопил собаку.
Искусство освобождает жизнь!
Инесса: А ведь человек без фундамента знаний и опыта поколений – ничто. Истинно высказывание немецкого писателя Брехта Бертольда «Писатели учатся лишь тогда, когда они одновременно учат: они лучше всего овладевают знаниями, когда одновременно сообщают их другим». Читая произведения некоторых современных писателей, складывается впечатление, что они желают, наоборот, отдалить поколение от литературы.
Спасибо. Я научилась - Жить
Анастасия: Вера Дмитриевна ставит кружку горячего чая на стол, бережно отодвинув стопку тетрадей с записочкой "ЕГЭ"...
Она мне не сделала замечание, на которое я рассчитывала. У нас внутренняя гармония - с первого раза понимаем друг друга. Почему? Всё просто: она научила меня чувствовать. Чувствовать боль, страх, страсть, нежность. Она научила читать между строк и вдыхать интонацию автора. Она научила - любить.
Уникум
Елена: Я стояла дома у окна в ожидании нового ученика. Близился к концу август. Клёны под окнами квартиры шелестели грустно. Скоро, скоро налетят осенние ветры, сорвут разлапистые яркие листья, а холодный дождь спрессует их в толстый слой. И уже не разобрать, где какой лист, не полюбоваться красотой одного-единственного листа. Когда-то я долго работала в школе учителем русского языка и литературы. Сейчас занимаюсь репетиторством. Спрос есть на занятия русским языком, на литературу он гораздо меньше.


11.05.2017
Пушкин и Анна Степановна
История, присланная Олегом Ждановым, писателем и литературным обозревателем "Комсомольской правды", еще раз подтверждает: литература - лучшая связь поколений!

19.04.2017
Евгений Бунимович: " В старших классах я собирался мирно дремать среди лишних людей, лучей света в тёмном царстве и прочей хрестоматийной лабуды..."
Специально для проекта "Народная книга" российский поэт, педагог и публицист, общественный деятель, уполномоченный по правам ребёнка в Москве рассказал о своих уроках литературы.

17.04.2017
Мастер Чэнь: "Белинский - вор. Он попытался украсть у нас литературу, внуздав ее в политику".
Знаток и ценитель английской литературы, российский автор пишущий и думающий по-английски, обращается к ученикам, учителям, ко всей читающей публике с важным вопросом. Есть ли на него ответ?
Топ-10 историй
рейтинг → 31
17.05.2017
Уникум
Елена: Я стояла дома у окна в ожидании нового ученика. Близился к концу август. Клёны под окнами квартиры шелестели грустно. Скоро, скоро налетят осенние ветры, сорвут разлапистые яркие листья, а холодный дождь спрессует их в толстый слой. И уже не разобрать, где какой лист, не полюбоваться красотой одного-единственного листа. Когда-то я долго работала в школе учителем русского языка и литературы. Сейчас занимаюсь репетиторством. Спрос есть на занятия русским языком, на литературу он гораздо меньше.

рейтинг → 10
Елена: Сашка появился дня через три, когда кровоподтёк под глазом приобрёл цвет шведского флага. Я ни о чём его не спрашивала, а он не приближался ко мне, видимо из опасения моих расспросов. Особенно интересно было слушать его на уроках чтения, а позже, с пятого класса, и литературы. Иногда я давала задание придумать вопросы по прочитанным произведениям или задать вопрос герою. После чтения рассказа Тургенева «Муму» Сашка сказал: – Если бы Герасим мог мне ответить, я бы спросил, зачем он утопил собаку.

рейтинг → 4
Олег: Что же я знал о нем еще с раннего детства? Больше всего на свете Пушкин любил свою бабушку Арину Родионовну, которая не умела читать и писать, а поэтому все время рассказывала ему замечательные сказки о своей родине, которая называлась Лукоморье, об острове Буяне, на котором в ее детстве водились говорящие коты и о ее собственной бабушке, а значит его – прапрабабушке, которую пытался похитить странный дядька из какого-то городка на черноморском побережье.

рейтинг → 3
04.05.2017
Приговор
Вероника: Думаю, многие учителя задаются вопросом: как заставить детей прочитать? Никак. Не надо заставлять, надо так воспитать, порою заинтриговать, чтобы ребёнок сам захотел это сделать. Мы уважали учительницу, прислушивались к ней, а потому читали. После каждого изученного произведения у нас на выбор было либо сочинение, либо проект. Это были самые интересные проекты; мы снимали фильмы, фильмы, как ответ на главный, заданный учителем, вопрос. Первым таким новшеством было видео-эссе...

рейтинг → 2
Люция: Книге 14 лет и ей тоже 14 лет. Так вышло, что они ровесницы. Как далека я была от своей ученицы, когда читала эту книгу! Я читала, а она появилась на свет. Забавно… Я работала, а она училась ходить, говорить. Я училась и работала, а она бегала по дорожке, кричала «мама, смотри, как я умею». Я стала учителем, а она пошла в детский сад. Я работала в другой школе, а она пошла в 1 класс. Я стала заместителем директора, а она перешла в среднее звено. И, наконец, я появилась в её школе и стала её учительницей.

рейтинг → 2
Инесса: А ведь человек без фундамента знаний и опыта поколений – ничто. Истинно высказывание немецкого писателя Брехта Бертольда «Писатели учатся лишь тогда, когда они одновременно учат: они лучше всего овладевают знаниями, когда одновременно сообщают их другим». Читая произведения некоторых современных писателей, складывается впечатление, что они желают, наоборот, отдалить поколение от литературы.

рейтинг → 1
Тамара: "Книги - это не жизнь" - такое мнение на слуху. Конечно, литература - это не жизнь. Но это та часть нашей жизни, которая пробуждает из хитросплетения разных, порой противоположных, качеств души человека лучшие ростки. Давая нам возможность задуматься над такими понятиями, как любовь, дружба, верность, доброта, справедливость, сочувствие. Ведь именно умение сопереживать делает каждого из нас человеком в настоящем смысле этого слова, а не навороченным мультироботом...

нет оценок
Игорь: В памяти отложился урок знакомства с  биографией А.С.Пушкина, началом его творчества. С каким душевным волнением, сопереживанием трагической  жизни и смерти поэта она рассказывала, что её состояние невольно передалось нам, ученикам. Мастерски владея литературным словом и памятью, речь её перемежалась со стихами поэта, отрывками из дневников и переписки, она просто заворожила нас своим моно-спектаклем. Такие уроки классики и были тем мощным стимулом в старательном изучении литературы.

нет оценок
Анастасия: Вера Дмитриевна ставит кружку горячего чая на стол, бережно отодвинув стопку тетрадей с записочкой "ЕГЭ"... Она мне не сделала замечание, на которое я рассчитывала. У нас внутренняя гармония - с первого раза понимаем друг друга. Почему? Всё просто: она научила меня чувствовать. Чувствовать боль, страх, страсть, нежность. Она научила читать между строк и вдыхать интонацию автора. Она научила - любить.

нет оценок
Светлана: Помню, как – давясь от смеха, восторженно упиваясь собственным текстом, пронизанным «мягкой иронией и искромётным юмором» – читали мы отрывки из совместного творения  первому критику – моей учительнице русского языка и литературы Валентине Николаевне Курбановой. Литературные чтения проходили в моей школе, в пионерской комнате (сейчас там находится школьная библиотека), а Валентина Николаевна тогда работала ещё и пионервожатой.