+ Аму- Дарьинский вояж (сокр)
Затерялась где в Средней Азии маленькая республика со странным именем Каракалпакия.
С юго-запада к ней вплотную подступает огромная пустыня Каракум, на северо-западе она граничит с плато Устьурт, а на северо-востоке, сами понимаете, уже ее величество - пустыня Кызылкум. Есть там и река, и звать ее Аму-Дарья. Не знаю как сейчас, но раньше она была вполне себе судоходная. Мало того, по ней проходила граница между Великим и могучим Советским Союзом и Республикой Афганистан.
В одно жаркое лето одна тысяча девятьсот восемьдесят, в прочем это не важно. Короче занесло нас с товарищем в столицу этой самой Каракалпакии, в город Нукус. Работали мы там работали, и настало время покидать этот славный уголок, то есть убираться восвояси в четвертый город союза, то есть, в Ташкент. Убираться из Нукуса можно двумя способами, а именно на поезде через вышеупомянутые пустыни часов за 35-40 можно доехать или самолетом часа за полтора. Поскольку выбор средства передвижения напрашивался сам собой, отправил я своего напарника, кстати, звали его Акбор, в местное отделение единственной в то время авиакомпании с гордым названием «Аэрофлот».
Не было его долго, но под вечер Акбор появился, радостный, сияющий как медный пятак.
– Выстоял, купил, – устало произнес он и протянул мне два заветных зеленых листка бумаги.
Сейчас мало кто помнит, но в те далекие годы, все авиабилеты по всей стране были почему-то зеленого цвета и кассирша ножницами вырезала напечатанную на них цифровую сетку, тем самым отмечая для покупателя, а в основном для его бухгалтерии, сколько рублей и копеек данный гражданин за этот билет уплатил.
Взглянул я на эти билеты и обомлел. Кроме изрезанной сетки на них ничего более обозначено не было. Ни тебе номера рейса и даты и времени вылета, ни даже фамилии пассажира. Впрочем, последнее для жителей Каракалпакии особого значения не имело.
– Акбор! – с ужасом воскликнул я. – Как же мы полетим по этим билетам, кто же нас на борт пустит?
– Да, запросто пустят, – успокоил меня товарищ. Здесь люди добрые, отзывчивые, они билеты всем желающим продают. Не улетим по ним завтра, значит, улетим послезавтра или через неделю. Зачем почтенных людей тревожить, бегать в кассу переоформлять? Нам главное в самолет попасть, а в него, как и в автобус, всех пускают, а уже потом билеты проверяют.
На следующее утро мы поняли, что ни сегодня, ни завтра и вообще никогда, из этого самого Нукуса не улетим.
Самолет брали штурмом, с баулами, орущими чадами и даже с мелким домашним скотом. Портить межнациональные отношения и вступать в боевые действия с численно превосходящим контингентом коренной национальности мы никак не хотели, а посему понурив головы, поплелись из аэропорта, куда глаза глядят.
С горя пошли на речку охладить свой пыл и морально готовиться к длительному переезду в душном вагоне через эти самые пустыни. (Понятное дело, что тогда о кондиционерах в вагонах еще и слыхом никто не слыхивал.)
И тут меня осенило. Можно сказать, шандарахнуло по башке, я даже обомлел от посетившей наглой мысли: а что, если пароходом! Искушенные люди покрутят пальцем у виска и будут абсолютно правы – Аму-Дарья через Ташкент не течет. Верно, не течет, зато она течет через закрытый город Термез. Почему закрытый? Потому, что там есть мост стратегического значения, соединяющий две страны, и вообще, руководству лучше знает, зачем город закрывать. В то время, не то что города, целые области были закрытые, например, Сахалинская. Закрытость города означала, что въезд, «влет» или «вплыв» в него был возможен только при наличии специального разрешения у граждан особых категорий. Но это обстоятельство не помешало нам приобрести билеты Нукус-Термез на пароход таким же образом, как ранее были приобретены авиабилеты: ни даты, ни времени отплытия, ни номера каюты в билетах не было. Более того, на пристани не было никакой очереди, то есть, добираться до закрытого города Термеза желающих не наблюдалось. В своих командировочных удостоверениях мы наглым образом дописали этот город областного значения и без всяких помех взошли на палубу, не совсем белоснежного, но все же лайнера.
Красота. С одной стороны, афганская пустыня, с другой стороны – наша, советская. Услужливые ребята-матросы приглашали нас в свой кубрик на чай и макароны по-флотски, дружески хлопали по плечу, приговаривали:
– Суд у нас гуманный, не то, что раньше, за незаконное проникновение в закрытый город нынче много не дадут: год-другой, не больше. Опять же если повезет, сидеть будете где-то под Ташкентом, почти дома.
Забыл сообщить, что числился я тогда по Министерству Хлебопродуктов УзССР. Которое имело в каждом областном центре, в том, числе и в Термезе своё собственное «Областное управление». Вот, на помощь товарищей из этого ведомства я и рассчитывал.
Как и полагается, по прибытию в главный город Сурхандарьинской области, бдительные пограничники нас, мягко, скажем, задержали и препроводили, нет, не в кутузку, а в это самое «Областное управление». Тамошние товарищи наш статус людей из столичного Главка подтвердили, быстренько вручили нам кипу документов для передачи министерскому начальству и милостиво попросили пограничников, по возможности, отправить нас первым рейсом в столицу республики Узбекистан. Переданные нам документы содержали материалы «особой важности», и должны были как можно быстрее отправлены по назначению.
Аэропорт Термеза в те времена представлял собой летное поле и небольшую будочку на краю его. Ни очередей, ни давки, вообще никого. Под бдительным оком пограничников, окошечко в будке отворилось и нам продали билеты на рейс Термез – Ташкент, как и в Нукусе, без даты вылета и номера рейса. Но коротать время в обществе двух бравых ребят из местной погранзаставы было много приятней, чем в жарком и душном Нукусском аэровокзале, да и самолет прилетел, как-то удивительно быстро.
Самое страшное ждало нас в родном министерстве. Нет, не нагоняй от начальства: куда вы, черти, запропастились. Это дело привычное. А удивленный взгляд нашей любимой бухгалтерши Анны Петровны.
– Я тридцать лет сижу здесь, и командировочные документы принимаю, но еще ни разу таких билетов не видывала. Она внимательно рассматривала серые клочки бумаги с большим якорем по центру. Вас куда послали, в Каракалпакию, в Нукус, а там кругом пустыня. Откуда вы там море взяли?!! Нет, как хотите, но я эти билеты никак принять не могу!
Вкупе с невозвращенными нами авиабилетами по маршруту Нукус-Ташкент, финансовые потери каждого из нас были весьма ощутимы. Зато путешествовали мы с Акбором с комфортом и без всякой толчеи.
Александр