Национальные истории, или 5 пункт



23 Мая 2017

Настоящая одесситка

          В Одессе я бывал. И даже не один раз. Но сказать, что хорошо знаю Одессу, я не могу. Побывать в городе и знать город – понятия не идентичные. Первый раз я был в Одессе в 1956 году. Тогда вдоль знаменитой Потёмкинскоё лестницы ещё функционировал фуникулёр, о котором сейчас даже не все помнят. В вагончике фуникулёра можно было подняться к памятнику знаменитому гражданину Одессы Дюку Ришелье. Отсюда можно любоваться просторами Черного моря, отсюда хорошо видны одесский морской порт, морской вокзал и знаменитое здание суда, где к смертной казни был приговорён Григорий Котовский. Именно отсюда можно наблюдать хитроумную архитектурную особенность Потёмкинской лестницы, благодаря которой при взгляде сверху вниз не видно ни одной ступеньки лестницы, только сплошь одни площадки, делившие лестницу на участки, между тем, как при взгляде снизу вверх видны лишь одни ступеньки и ни одной площадки.

   Не только памятник Ришелье и Потёмкинская лестница привлекают внимание посетителей города. Дерибасовская улица, всемирно известный оперный театр и другие достопримечательности города украшают Одессу. Одесситам есть чем гордиться! И не только внешним изяществом города, но и его славной историей. Ядро корабельной пушки, вмонтированное в пьедестал памятника Ришелье, свидетельствуют о героической обороне города его гражданами в Крымской войне 1853-1856 годов. А за героическую оборону в период Отечественной войны 1941-1945 годов Одесса заслуженно носит звание грода-героя.

   Много знаменитостей, деятелей науки и культуры дала миру Одесса. Одесситами были всемирно известный русский биолог и патолог Мечников, основатель и строитель одесского морского порта российский адмирал испанец Рибас Хосе де, офтальмолог Филатов, скрипач Давид Ойстрах, народный артист СССР Леонид Утёсов. Да разве можно перечислить всех знаменитостей, вышедших из Одессы?

   Но, к сожалению, Одесса “славится” и известными уголовниками. Южные приморские города вообще изобилуют уголовными элементами, а Одесса, как портовый город, особенно выделяется среди них. В Одессе обосновались такие уголовные знаменитости, как Мишка Япончик, Сонька Золотая ручка, одноглазый медвежатник по кличке “Адмирал Нельсон”, описанный Львом Шейниным в рассказе “Динары с дырками” и другие. И всегда, в периоды социальных потрясений, уголовный мир активизируется.

   В очередной раз мне довелось приехать в Одессу в 1995 году. Это было неспокойное время. Перестройка разворошила страну. Как и во времена НЭПа, изо всех щелей повылезали уголовники.

   Я в это время работал капитаном-наставником судоходной компании “Камское речное пароходство” со штаб-квартирой в городе Перми. Грузовые суда моей группы класса “река-море” совершали заграничные рейсы по Черному, Средиземному, Балтийскому и Северному морям. Мне часто приходилось посещать суда своей группы в черноморских и балтийских морских портах и выходить на них в рейсы, наблюдая за безопасностью мореплавания.

   В этот раз я приехал в Одессу, чтобы сесть на СТК* “Звезда” и выйти на нём в рейс. Капитана “Звезды” Михаила Викторовича Бондаренко я хорошо знал. Он одессит, жил со своей семьёй в Одессе. Ранее я был у него дома, знал его семью. В Перми он был у меня дома, ночевал у меня. Мы дружили.

   Поезд, на котором я приехал, прибыл в Одессу около часа ночи. С вокзала я позвонил диспетчеру морского порта и узнал, что “Звезда” ещё в море, и её приход ожидается во второй половине дня. Мне предстояло где-то коротать ночь. В это время суток никакой общественный транспорт в Одессе уже не работал. Набравшись “нахальства”, я позвонил жене Михаила Викторовича и попросил разрешения до утра побыть у них дома. Она очень приветливо меня пригласила, на что я сказал, что не знаю как дойти до их дома пешком, так как никакого транспорта, включая такси, у вокзала не было. Она мне объяснила, что от вокзала надо идти по такой-то улице до улицы Чехова, по ней повернуть направо и так далее. Выбора у меня не было, и я решился с дорожной сумкой идти по ночной Одессе. И пошёл.       

   Ночь. Безлюдно. Освещение плохое. Жутко. Иду и ищу улицу Чехова. Если увижу где-то впереди двух-трёх человек, то перехожу на другую сторону улицы, дабы не спровоцировать дежурное обращение: “Старик, дай закурить”. Именно с подобных “классических” обращений обычно начинаются ограбления.

        Внимательно на всех перекрёстках ищу улицу Чехова. Нет такой улицы. Так я дошёл до Дерибасовской, а нужную мне улицу Чехова не нашел. Даже спросить было некого. Я остановился в нерешительности, соображая, что делать дальше. Видимо, думаю, надо возвращаться на вокзал и там ждать утра.

   Вдруг я увидел, как из подъезда близлежащего дома вышла молодая женщина. Удача! У неё-то я и спрошу,    где же эта улица Чехова.   На мой вопрос она ответила,   что эту улицу совсем недавно переименовали и вывеску сменили.

   Вон оно что! Вот почему я не нашел улицу Чехова.

Женщина вежливо поинтересовалась, кто я такой и что мне надо. Когда я объяснил ей своё положение и как здесь оказался, она с чувством сказала:

   - Дедушка! Да вы же попали в книгу рекордов Гиннеса!

   - Что такое? – спрашиваю. – Почему7

   - Да у нас днём-то ходить страшно, - отвечает она. - А вы ночью, с большой сумкой от вокзала дошли до Дерибасовской и вас еще не убили?! Это же рекорд! Куда вам надо? Подождите минутку, я на машине довезу вас.             

С этими словами она вошла во двор дома и через пару минут выехала из него на машине, остановилась возле меня и пригласила сесть. Я сел, назвал адрес, и мы поехали.

   Едем, а во мне закралось сомнение. Кто такая, не знаю. Города не знаю, куда везет, не знаю. Завезёт куда-нибудь, а там выйдут здоровые амбалы!… Что буду делать?

   Вот такие невесёлые мысли одолевали меня всё время пути.

   - Приехали, - вдруг я услышал её голос. – Выходите.            

   Я выглянул из машины и увидел дом, в котором жила семья Михаила Викторовича.

    Желая расплатиться с женщиной, я полез в карман за деньгами.

   - Нет, нет! – сказала она.- Никаких денег не надо.           

   - Почему? Вы сделали для меня такое благое дело, - отвечаю. – Я хочу с вами расплатиться.                 

   - Я сказала “НЕТ!” – как отрезала она. - Вы в командировке, деньги вам ещё понадобятся. Выходите. Не задерживайте меня. Я тороплюсь.            

   И я вышел. Я был на месте. Жена Михаила Викторовича, услышав звук подъехавшей машины, вышла встречать меня.

   Кому бы я в Одессе ни рассказывал об этом моём ночном приключении, все, как в один голос, с гордостью отвечали: “ Это была настоящая одесситка!”                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

____________________

* Сухогрузный теплоход - контейнеровоз                

Лев Николаевич Авилкин -  Родился в Самаре  11.05.32 г. Окончил Ленинградское Нахимовское Военно-Морское училище и штурманский факультет Высшего Военно-Морского училища (ныне Военно-Морской институт, Морской корпус Петра Великого). Служил на боевых кораблях Балтийского флота. Работал капитаном судов гражданского флота, начальником морского порта, капитаном-наставником судов загранплавания судоходной компании, преподавал морские дисциплины в училище. Ныне пенсионер




2
Мне нравится