Национальные истории, или 5 пункт



22 Мая 2017

Как бесермяне свадьбы справляли…

Предоставлено филиалом ГРДНТ им. В.Д. Поленова "Финно-угорский культурный центр Российской Федерации".

– Свадьбы играли осенью, когда уже заканчивались все работы. Уборку кончили, в огороде всё выкопали. Ноябрь-декабрь – хорошие месяцы. Можно было на санях ехать. Летом же неудобно. Во-первых, работы много. Во-вторых, на телегах не очень интересно на свадьбу ехать. Машин не было. Если одна машина в деревне была – и то хорошо.

Сватовья со стороны жениха идут сватать к невесте. Берут крёстных, родителей, жениха – и идут.

– Сваху берут

– Да, сваху берут.

– Церемонились, конечно, со стороны невесты: «У нас ещё невеста вроде бы молодая, пусть маленько поработает». Цену набивали, конечно, хотели уже замуж выдать дочь, само собой. Так договаривались за столом, сидели, пировали и согласны уже, меж собой поговорили, согласились, что да – выдают замуж. Но в этот день ещё не назначали день свадьбы. А со стороны невесты шли и какой-то определённый день назначали. Со стороны невесты ещё к жениху сходят к родителям, повидаются.

­            – Да, чтобы место посмотреть, где будет их дочь жить, какая обстановка, сколько их там живёт. И там уже назначали день свадьбы.

– Свадьбу играли два дня. Сначала за невестой идут, а потом на второй день уже у жениха.

– Сначала за водой шли, испытание такое. На речку вели, как под конвоем, невесту. Народу много со стороны жениха и со стороны невесты. Невеста набрала в речке воды, помогает жених. Набрали водичку, на коромыслах тащит невеста. Со стороны жениха стараются вылить воду. А со стороны невесты караулят, чтобы не смогли вылить. Каким-то макаром невеста сколько-то воды принесёт всё равно.

– Или её даже искупают, потащат в речку. Там народу много. Друг друга тащат. Очень хорошо! В конце концов она доносит эту водичку.

– Теперь второе испытание у неё бывает – подметать пол. И деньги кидают, и мусор кидают. Со стороны жениха этот мусор пинают. Чтобы мучать побольше её. И вот оценивают, смотрят – может ли подметать пол невеста или нет.

– Взвешивали, какая невеста богатая: полотенца, что у неё есть, в сундуке что есть. Сундук открывали и потом доставали оттуда штоф. Попутно в доме завязывали верёвку и туда вешали полотенца вышитые, постельное бельё, платья, скатерти, одеяла – сколько у неё, какая невеста богатая.

– Ну, конечно, невесте и стыдно иногда было, что у неё мало. Брали и у подружек полотенца, ведь некоторые умели вышивать, а некоторые не могли.

– Перед свадьбой такое испытание было. Выходят, едут за невестой, ворота закрыты, невеста спрятана. Через ворота не могут зайти. Заходят, кто где сможет. Кто через ворота.

– И туда приносят четыре стакана с разными напитками: рябиновой, смородиновой настойкой, квасом, пивом. Те, кто идут на свадьбу, должны узнать, какой это напиток, из чего сделан. Если угадают – ворота открывают.

– Дошли до сеней – там тоже закрыто. Опять испытание. Берут кувшин молока и в него опускают ключ. Ключа-то не видно. Надо допить молоко до конца. Допьёт молоко, ключ достаёт, заходит.

– Там, в доме, ещё третье испытание придумают. В дом заходят – невесты нету. Невесту спрячут или в бане, или у соседей, или в амбаре – где угодно. Жених ещё должен её искать.

– Если в деревне свадьба проходила, мы же, маленькие, идём смотреть. Знаете, как на свадьбе народу очень много бывало, детей… Детям некуда вставать, а мы в ограде стоим, смотрим, слушаем. Они выходят плясать, петь. Мы все вокруг стоим, полно народу.

– А если из соседней деревни невеста – вся деревня идёт смотреть на неё.

– На свадьбе у родственников дети все поднимались на печку вверх и оттуда глядели, как кошки, только глаза сверкают: что там люди за столом делают, как поют, пляшут, что говорят. Всё ребята это слушали…

– У тебя свадьба была?

– Была.

– А вот у меня не было. Свадьбы не было, потому что муж так сказал. У него мать одна была, отец погиб на фронте, на войне. Говорит: «Мне неудобно за чужой счёт свадьбу играть». И так я выходила без свадьбы.

– А ты как выходила, скажи, пожалуйста?

– Такая же свадьба маленькая всё равно была. С лошадьми в декабре у нас была.

– А всё равно весело ведь было!

– Весело. Такая была красота… Такая свадьба на двух гармошках. Это вообще. Если где-нибудь в деревне свадьба – для всей деревни праздник. Очень было весело.

– Раньше свадьбы были очень весёлые и было здорово! Сейчас вот даже на свадьбу идёшь – даже песни не знаем, слова уже забудем. Там всё тамада, игры, игры… Нет, совсем не нравится сейчас такая свадьба за один вечер. Вот увидать бы вам один раз такую старинную свадьбу – вообще обалдели бы.

– Как гуляли весело, хорошо, так и крепко жили, дружно жили. И никаких разводов не было, никаких гуляний не было. Детей было по шесть-семь человек. Очень весело жили и детей воспитывали…

На фото - авторы

Римма Алексеевна и Августа Леонидовна Караваевы,
участницы народного фольклорного бесермянского ансамбля «Лампачей»
(Удмуртская Республика)




2
Мне нравится