1 Апреля 2016

Экскурсия "Народной книги": Смоленский государственный музей-заповедник

Можно прожить всю жизнь в родном городе, узнать все его достоинства и недостатки, исследовать каждый уголок и даже прийти к выводу, что здесь больше нет ничего интересного, – и совершенно неожиданно открыть для себя удивительные вещи, известные ранее лишь понаслышке.

 В Смоленске – городе с более чем тысячелетней историей – настоящее идёт рука об руку с загадками прошлого, а жизнь неспешно течёт за стенами древней крепости, чьи грозные башни до сих пор величаво взирают с днепровских холмов.

 Для тех, кому наскучила рутина, а современность кажется серой и прагматичной, есть прекрасная возможность окунуться в тайны прошлого, посетив, например, Смоленский исторический музей – древнейший в системе Смоленского музея-заповедника, открытый ещё в 1888 году краеведом С.Д. Писаревым в здании городской Думы. Музей располагает экспозициями, представляющими историю и культуру смоленской земли в древнейшие времена (100 тыс. лет назад – начало IX века н.э.), в период средневековья (XI–XIII века), а также в XIII–XVIII века (новый раздел, открыт в 2014 году).

 Но, помимо всего прочего, музей уникален тем, что здесь, во втором зале постоянной экспозиции, среди легендарных археологических находок Гнёздовского курганного комплекса (IX–X века) хранится удивительный экспонат, относительно которого до сих пор расходятся во мнениях историки и лингвисты. Речь идёт о знаменитой амфоре-корчаге с надписью «гороушна», которая считается древнейшим памятником русской письменности. С виду – обычный глиняный сосуд на скромном постаменте, даже не в центре зала, а с краю, недалеко от входа, так что сразу и не заметишь. А на самом деле – уникальный, не имеющий аналогов в мире экспонат, доказательство существования письменной культуры у наших далёких предков-славян ещё до принятия христианства.

 Обнаружен загадочный сосуд в 1949 году при археологических раскопках древних языческих погребений в курганах у посёлка Гнёздово Смоленского района. Руководил раскопками профессор Д.А. Авдусин. Разбитая амфора найдена среди вещей и останков кремации купца-воина, возможно, ходившего по пути «из варяг в греки» и похороненного в кургане № 13 археологического комплекса.

На верхней части сосуда, почти стёртая временем, процарапана вертикальная надпись, первоначально прочитанная как «гороухща», но затем, после проведения подробного лингвистического анализа был утвержден вариант «гороушна». Надпись на табличке под экспонатом повествует о том, что такие сосуды служили счётными единицами товара времён Средневековья и широко использовались на территории Северного Причерноморья. Также среди прочих вещей в остатках погребения были найдены диргемы – золотые монеты и другие вещи, позволяющие сделать вывод о захоронении по языческим обычаям.

 Если время происхождения надписи – не позднее середины X века – возражений не вызывает, то относительно правильного прочтения и значения загадочного слова единого мнения нет до сих пор.
Так, академик О.Н. Трубачёв считает, что кириллица древнего образца на амфоре свидетельствует о проникновении на Русь глаголицы из Среднего Подунавья (Великой Моравии).

 На данный момент существует несколько вариантов значения гнёздовской надписи: горчица (горчичное семя или масло), горючее вещество (правда, считается, что эти предположения недостаточно обоснованы) и Гороун – мужское славянское имя, возможно, обозначающее владельца амфоры. В пользу последнего варианта, по мнению доктора исторических наук А.А. Медынцевой, говорит обычай разбивать принадлежавший умершему сосуд, на котором написано его имя. Филолог Алексей Гиппиус разделяет такое мнение, но с оговоркой, что надпись может быть не только славянской, но и греческой. Кроме того, он предполагает, что если амфора привезена из Причерноморья, вполне возможно, что «гороушна» – памятник не русской, а болгарской эпиграфики. Но пока это окончательно не установлено, а более древних образцов не найдено, хочется быть оптимистом и верить в то, что именно в твоём родном городе хранится единственное доказательство существования письменности на Руси в дохристианскую эпоху.

 Удивительно, какое огромное историческое значение приобретает простая повседневная вещица по
прошествии многих веков! Возможно, и нам в настоящем времени следует внимательнее относиться к тому, где и что мы пишем и какой смысл в это вкладываем: может быть, по каким-то незначительным надписям наши далёкие потомки так же, как и мы, будут судить и спорить о современной жизни? И очень хочется надеяться, что они сделают правильные выводы и не найдут причин стыдиться культуры своих предков.

Ольга Рыжикова

Вы можете оценить истории «Народной книги» и оставить свой комментарий:

Конкурсы «Народной книги» на Facebook

Конкурс «Были 90-х»

Не забывайте размещать свои истории о 90-х годах в Facebook, помечая их хэштег #Были90х