28 Марта 2016

Экскурсия "Народной книги": Домашний музей деревянных ложек


В моем домашнем Музее деревянных ложек «собрались» черпаки, ковшики, лопатки, ложки и их «друзья» из разных уголков мира. В музее - все, как в настоящем. Проходят экскурсии, ведутся исследования, создан каталог, бывают выездные выставки. А временами к нам заглядывает телевидение, потому что экспонаты не только красивы, но многие из них – с историями. Вот несколько.

       Ложки от короля. Однажды, я увидела в газете «ИЗВЕСТИЯ» фотографию человека у стены, завешанной красивыми ложками, шумовками, вилками и ополовниками. Они были светлые , некрашеные. И вся их красота заключалась в форме и изящной тонкой резьбе. Эту фотографию сопровождала статья о том, что в Литве, в г. Шауляй живет умелец, творящий эту красоту, что он вырезал около 1000 ложек и ни разу не повторился в узоре, что у него есть знакомый лесник, который сообщает ему об упавшем в лесу клене, и мастер - Феликсас Варгонас – использует его для своих изделий. Через корреспондента, написавшего эту статью, я нашла этого художника и попросила продать мне несколько ложек. После череды писем мы договорились, и в моем музее появились красивые экспонаты из Литвы и сообщение о том, что Феликсас Варгонас ни слова не знает по-русски, что на ежегодных прибалтийских праздниках народных ремесел вот уже 10лет подряд он носит звание « Короля деревянной ложки». И подписи: Ф. Варгонас и его «секретарша» Сильва, благодаря которой музей стал обладателем ложек от «КОРОЛЯ»!

         Ложки от Вождя. После того как у меня в музее побывла телепрограмма « Ленинградский МОНИТОР», я получила письмо со словами: «…В свободное время, я режу ложки, если интересно, звоните…». Через некоторое время я пришла в гости к автору письма. Им оказался артист театра на Литейном ( в то время Ленинградского областного театра) – Виктор Антонович Казанович. В его маленькой квартирке- «хрущевке» чего только не было!!! Одна стена была завешана изделиями из хохломы, в одной из стеклянных витрин красовались шкатулки и брошки палехских, мстерских и федоскинских мастеров, а в другой – потрясающая финифть. Но самой интересной для меня оказалась стена, завешанная ложками, сработанными самим хозяином. Я увидела ложки и черпаки золотистого цвета с черенками в виде каких-то плетенных или крученых косичек, вырезанные так мастерски, что казалось будто они не из дерева, а вылеплены из чего-то, так искусно была выполнена на них ажурная объемная резьба. Виктор Антонович рассказал, что театр много бывает на гастролях в области. Там он, настраиваясь на вечерний спектакль, вырезает эти ложки и привозит жене. А играл он в этом театре самого Ленина. И я представила, как, входя в образ вождя, может даже уже в его облике, он работает над этими ложками. Значит, у меня в музее есть ложки от «ВОЖДЯ»!

    Ложка французского солдата. Ее подарил мне известный собиратель антиквариата. По профессии - врач-психиатр французской тюрьмы. Она принадлежала французскому солдату, участнику войны 1914г. Ложка – темная от старости, покрыта мелкими дырочками от жучков. По форме – с одного конца ложка, с другого – вилка и – очень плоская, чтобы было удобно держать ее за голенищем сапога. На черенке вырезана надпись «1914».

 Ложка от монашки. Однажды моя приятельница, живущая во Франции под Тулузой, разглядывала в антикварном магазине старинный буфет, привезенный монахинями из соседнего доминиканского монастыря. И в одном из ящиков она обнаружила старую деревянную ложку. Вскоре эта ложка оказалась в моем музее – простая, из дерева розового цвета, немного потемневшая, прекрасно отшлифованная, изящная и узкая. Подумать только! Ведь Тулуза – начало доминиканских монастырей, разбросанных сейчас по всему миру. Я смотрела на эту ложку и мне виделась кроткая монашенка в черно-белом облачении, стремящаяся « увидеть» Бога мистическим путем и таким образом СПАСТИ СВОЮ ДУШУ !
Правительственный подарок. Как-то в Петербурге стояла лютая зима. В это время у нас гостили проректор одного университета из Аргентины и его жена. Она очень замерзала у нас, и пришлось дать ей шубу. Позднее мой муж с коллегами поехал в этот университет. Проректор уже стал Министром образования и пригласил гостей к себе в Министерство. В конце деловой беседы он сказал: «С тех пор, как я побывал в России, я полюбил холода. Езжу отдыхать теперь в Патагонию. Там очень суровый климат. И вот иду как-то по Патагонии и вижу под кустом индейца, продающего ложки. Ну, - думаю, - надо купить Татьяне. Но Татьяна же любит ложки с историями, а тут где история? Ну, это же и есть история!» И протягивает моему мужу странную ложку. – крючковатый корявый сучок, и к нему веревкой примотана глиняная плошка! Этот ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПОДАРОК занял достойное место среди ложек из Южной Америки.

      Встреча с Бабой Ягой. Это было в одном маленьком французском городке на берегу Атлантического океана. Друзья, у которых я жила, привели меня в блинную, где угощают темными бретонскими блинами и яблочным сидром. Блинная называлась «Chez Sorsiette» - «У Бабы Яги». И действительно, в витрине кафе сидела Баба Яга – настоящая француженка – кокетливая, изящная в шляпке и крючковатым пальцем зазывала войти. А внутри все помещение кафе буквально кишело бабками - ёжками. Они были подвешены к потолку, толпились на камине и висели на всех стенах. Мои спутники представили меня хозяевам кафе, объяснив, что у «мадам в Санкт-Петербурге» - Музей деревянных ложек. И обрадованные хозяева подарили мне набор для выпекания блинов от французской Бабы Яги. Так потихоньку пополнялся мой музей экзотичными ложками и их историями.

     Привет от старобрядцев. Главный редактор из газеты «Красная Печора» (Усть Цильма – Коми Республика), узнав о нашем музее, попросил рассказать в газете о пижемских ложках, которые происходили из этих мест и были уже представлены в экспозиции музея. Я написала в эту газету несколько историй об этих чудесных ложках, украшенных скромным графическим узором, отличающимся от пышных и ярких северных росписей из других мест.. Я рассказала о том, что этот вид росписи пошел от старообрядцев из Великого Новгорода, бежавших в XVII веке на берега реки Пижмы ( приток Печоры) от церковных преследователей. Чтобы заработать на жизнь, они начали изготавливать деревянную посуду и украшать ее. А так как в те времена новгородцы были самыми грамотными жителями России – известны их древние рукописные книги на бересте, - то они и использовали при украшении посуды свое умение рисовать книжные заставки – буковицы. Геометрический узор выполняли черной краской (раньше сажей со смолой) с помщью перышка, а затем добавляли немного красных, зеленых и желтых ромбиков, кружочков и точек. Это были символы: огня, воды , солнца, изобилия и плодородия, они являлись оберегами. Я также рассказала, что в селе Замежном, недалеко о Усть Цильмы, оставалось несколько стариков, потомков старообрядцев. Они продолжили эту традицию и сохранили для России ее древний дух. «Да один из них – мой дед, Павел Антонович Мяндин! Народная память хранит имена этих творцов», - ответил мне редактор. Он прислал мне фотографию дедушки Мяндина за работой и его ложку – традиционную «Пижемку» - ложку СТАРООБРЯДЦА.

         Все эти ложки – от Короля и от Монашенки, от Французского солдата и от Бабы Яги, от Вождя, Министра и от дедушки из села Замежное, а также еще 1526 ложек, созданных умельцами самых разных национальностей достойно уживаются рядом. Это ложки из России и Грузии , из Сирии и Турции, Украины и стран Африки, из Прибалтики и Южной Америки…. Они сработаны мастерами из 130 точек пяти конртинентов. И из полутора тысяч ложек ни одна не повторяется! Красные и золотые, черные, синие и белые со сказочными цветами и орнаментами, резные и долбленые они так красивы и разнообразны, что дух захватывает от фантазий народных мастеров.

 Татьяна Киселева, Санкт-Петербург


Вы можете оценить истории «Народной книги» и оставить свой комментарий:

Конкурсы «Народной книги» на Facebook

Конкурс «Были 90-х»

Не забывайте размещать свои истории о 90-х годах в Facebook, помечая их хэштег #Были90х