• Главная
  • Статьи в тему
  • Александр Филичкин: "... сборники «Бессмертный полк» и «Мои университеты» я прочитал от корки до корки и убедился, что мои рассказы попали в хорошую компанию"

Александр Филичкин: "... сборники «Бессмертный полк» и «Мои университеты» я прочитал от корки до корки и убедился, что мои рассказы попали в хорошую компанию" 1 Сентября 2017

Александр Филичкин: "... сборники «Бессмертный полк» и «Мои университеты» я прочитал от корки до корки и убедился, что мои рассказы попали в хорошую компанию"

Давно ли Вы «взялись за перо»? Насколько успешен Ваш творческий путь?

Желание «взяться за перо» появилось еще в школе, в конце шестидесятых годов. К моему сожалению, учительница литературы, которая заметила, что я могу связно выражать свои мысли, ушла в декрет и больше к нам не вернулась. Тем преподавателям, которые пришли ей на смену, было не до меня. Литературного кружка в школе не оказалось, так что, я варился в собственном соку. Вместе с приятелем сочинял фантастические рассказы, приквелы и сиквелы к модному тогда фильму «Фантомас» с Жаном Маре в главной роли. 

Писал стихи одноклассницам, а затем и другим знакомым девушкам. После окончания десятилетки поступил в вечерний институт. Спустя две недели после экзаменов устроился на работу в проектную контору на должность техника. Через шесть лет закончил обучение в «строяке». К этому времени, я вырос в должности и стал руководителем группы архитекторов. Работы было много, но когда выпадал свободный вечер, я продолжал сочинять фантастические и юмористические рассказы. Посылал их в газеты и журналы, но в ответ была лишь тишина.

В 1980 году я заболел и несколько месяцев провёл в больнице. За это время я написал, фантастический роман. После того, как вышел из клиники, перепечатал своё творение на машинке в нескольких экземплярах и разослал по издательствам. Мне дружно ответили, что оно им не подходит. На этом я успокоился и посвятил всё свое время архитектуре. С началом всемирного кризиса 2008 года количество строящихся объектов резко упало. Проектировать стали меньше, и мой творческий потенциал, оказался большей частью не востребованным. Так уж совпало, что в это же время я встретил интересную мне женщину и влюбился в нее, как говорится, с африканской страстью. Эмоциональный всплеск, положительные эмоции и толика свободного времени, видимо, все это вместе взятое, вновь толкнуло меня на путь сочинительства. В 2011 году я стал вспоминать и заносить в компьютер смешные, трогательные и несчастные случаи из своей жизни или эпизоды из чужих биографий. Несколько этих историй я выложил в интернет.

В 2014-м работы стало ещё меньше. От нечего делать я опять стал писать фантастические, юмористические и детские рассказы и рассылать их по журналам. Кое-что из моих сочинений попали в печать. В том же году я окончил роман о войне «Разведчик, штрафник, смертник». В 2015 году он вышел в издательстве ЭКСМО. С тех пор у меня вышел ещё один роман о войне под названием «Пылающий 42-й. От Демянска до Сталинграда», две повести и около полусотни рассказов «на бумаге». Насчёт моей успешности очень трудно судить. Я не профессиональный писатель. Большую часть своего времени провожу на работе, где «служу» архитектором. Поэтому «сочиняю» только по выходным, праздникам, да ещё, когда удаётся выкроить время в ежегодном отпуске.

Насколько я знаю, у по-настоящему успешных писателей книг издано больше, чем у меня рассказов. С другой стороны, мало кто из «очень успешных» станет классиком и их, так же как и прочих других, читатели очень скоро забудут. Появятся новые авторы и вытеснят всех на задворки истории.

Интересны ли Вам истории других авторов, ежедневно публикуемые на портале «Народная книга»?

На страницах вашего сайта множество интересных историй. Кое-что из них я с удовольствием прочитал, но к моему стыду, должен сознаться, что на все остальные у меня просто не нашлось свободного времени. Зато такие сборники, как «Бессмертный полк» и «Мои университеты»я прочитал от корки до корки и убедился, что мои рассказы попали в хорошую компанию. На мой взгляд, в этих книгах собрана отличная проза, не уступающая произведениям лучших российских писателей. 

 

Откуда Вы берете фактуру для своих исторических романов? Почему Вы выбрали тему Великой Отечественной Войны?

Я рос в то время, когда были живы очень многие люди, прошедшие Великую Отечественную войну. В ней участвовал мой дедушка Фёдор Терентьевич Соболев, который прошел страшную бойню от звонка до звонка, и несколько моих дядьев, как с отцовской, так и материнской линии.

Такая же ситуация была в семьях всех моих одноклассников, приятелей и соседей. Когда мы учились в школе, то практически все участвовали в движении, которое называлось «Тимуровским». Навещали пожилых ветеранов и помогали им, чем могли.Как и все мальчишки тех лет, я очень любил слушать очевидцев сражений и пересказывать их повести друзьям и знакомым. Окружающие меня пацаны тоже делились воспоминаниями своих отцов и дедов. Многие из этих историй я крепко запомнил. Кроме того, я смотрел все фильмы, что шли на экранах СССР и читал множество книг по этой тематике. Поэтому, когда я вижу, как показывают войну теперь на экранах, мне часто становиться тошно.  

Особенно, когда перевирают главные факты. То американцы сначала выиграли сражение за Перл-Харбор, а затем и всю Вторую мировую войну. То Бред Пит щёлкал немецкие «Тигры», словно орехи. То какие-то там повстанцы убили проклятого Гитлера и тем самым спасли всю Европу. Причём, всё показано на полном серьёзе.

Поглядев на такое убожество, я собрал все истории, которые помнил с давних времён и написал два военных романа. Не мне судить, что и как получилось, но я очень старался. Даст Бог, успею написать что-то ещё.


Трудно ли было совмещать литературное творчество с такой серьезной профессией – ведущий архитектор в проектном институте?

Почему было? Я и сейчас продолжаю трудиться на этой стезе. Правда, теперь нет ни тех объёмов, ни тех задач, что были раньше. Всё свелось к таким скромным заказам, о которых и говорить то не хочется. Крупные объекты встречаются редко. Люди сидят без работы и об безденежья уходят из любимой профессии. Конторы закрываются одна за другой. Средний уровень специалистов стремительно падает. Если и дальше всё пойдёт в том же духе, то «старики» передохнут, а молодежь некому будет учить. Теперь принято подключать к строительству гастарбайтеров из Туркмении, а скоро и проектировщиков будут там нанимать. В лучшем случае, к нам приедут спецы из Китая. Там говорят, должность инженера пока ещё ценится.

 

Ваши литературные предпочтения, любимые авторы, произведения?

На этот вопрос, мне очень сложно ответить. Любимых авторов много, и они относятся к разным векам, школам и группам. Начиная от русской и зарубежной классики и кончая такими «несерьёзными» жанрами, как приключения, детектив и фантастика. На мой взгляд, перечислять их всех, здесь не имеет смысла. Слишком много они бы заняли места.

Я «всеядный» читатель и не «привязываюсь» к какому-то одному сочинителю. Читал все подряд от Редьярда Киплинга и Генрика Сенкевича до Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя; от Томаса Манна и Уильяма Фолкнера до Хорхе Луиса Борхеса и Габриэля Гарсиа Маркеса. От Карлоса Кастанеды до Пауло Коэльо. То же было и с нашими сочинителями: от Ивана Лажечникова и Ивана Тургенева до Михаила Шолохова и Константина Симонова; от Льва Толстого и Николая Гоголя до Алексея Толстого и Михаила Булгакова.

Но даже сочинения одного, как Вы говорите «любимого автора», оставляют разное впечатление. Что-то из всего прочитанного мне очень понравилось, что-то нет. Трудно сказать, отчего всё это зависит. Почему одна вещь запоминается на долгие годы, а другая выветривается из головы через несколько дней?


Насколько велика в Ваших историях доля художественного вымысла? Часто ли приукрашиваете свои тексты ненавязчивой выдумкой?

Существует русская пословица: «Красиво не соврать – истории не рассказать». А если говорить серьёзно, когда я пишу о войне, то очень дотошно проверяю даты, факты и обстановку на тех местах военных сражений, где появляется мой герой. Плюс ко всему, смотрю характеристики обмундирования, оружия и боевой техники.

На мой взгляд, сам герой может быть вымышленным или, вернее сказать, собирательным. Однако, раз он попал в битву, которая случилась на самом деле, то она должна быть описана с максимальной точностью. Не знаю, как у меня получается, но я стараюсь, чтобы это выглядело именно так. Ну, а когда я пишу фантастику, детективы и приключения, то очень редко обхожусь без этого самого вымысла. Сами понимаете, тут уж есть, где разгуляться воображению. Особенно, если действие происходит в неизвестной стране или на неоткрытых планетах.

Автору трудно сказать, насколько интересно у него получается, но я надеюсь, что не так уж и плохо. Жаль, что редакторы издательств, со мной не согласны.


Что больше в ваших историях – пересказа чужих историй или Вашего личного опыта?

Не помню, кто сказал: «Жизнь – лучший режиссёр». Я полностью согласен с этой фразой. Редкий писатель сможет с потягаться с нашей непредсказуемой жизнью. Иногда она такое выкинет, что, как говорили раньше: «Нарочно не придумаешь!» Бóльшая часть тех историй, что я посылал на конкурсы «Народной книги» произошли на самом деле со мной или с моими знакомыми. Конечно, что-то я в этих историях изменил, что-то добавил, а какие-то моменты убрал.

Например, колоритный преподаватель из рассказа «Деревяшки» действительно работал в «строяке» в семидесятые годы и отличался редкой экстравагантностью. Описанная история произошла в группе, где училась моя знакомая. В тот знаменательный день доцент превзошёл самого себя, что надолго запомнилось многим студентам. Я сам сдавал ему экзамены и немного добавил из собственного опыта общения с ним. Рассказ «Аспирантура» тоже основан на реальных событиях. В 90-х годах мой товарищ пытался защитить диссертацию и рассказал, какие порядки тогда бытовали в нашем родном «строяке». В этой истории я слегка усилил акценты и изменил биографию моего героя. «Переезд в Германию» целиком из рассказа приятеля, уехавшего на «ПМЖ» за границу. Я лишь записал его интересную байку и немного поправил стиль изложения. В рассказе «Помойка» действует собирательный образ тех работяг, которые в 90-х годах шарились по мусорным бакам в поисках средств к существованию. Кстати сказать, за прошедшую четверть века их в нашем районе почему-то меньше не стало. Просто старики умирают, а их место занимают другие несчастные.

Мой друг Женя Степанов действительно служил в армии кладовщиком и боролся с крысами, живущими в продовольственном складе. В рассказе «Проделки крыс» я описал те методы, которые он применял в битве с воришками. Добавил кое-то из того, чему сам был свидетелем.

Собираетесь ли Вы дальше присылать истории на конкурсы. У нас сейчас, например, собирается книга национальных историй «Пятая графа».

Я регулярно заглядываю на сайт «Народной книги» и с интересом читаю истории текущих конкурсов. Если у меня находится подходящий рассказ, соответствующий заявленной теме, то я его вновь редактирую и отсылаю администратору. Он решает, выставлять ли мой опус на всеобщее обозрение или нет. Иногда название конкурса вызывает из памяти случай, который, казалось бы, прочно забылся. Тогда я нахожу время, записываю эту историю и так далее… Насчёт книги, которая будет называться «Пятая графа». На этот конкурс я послал две истории из своего личного опыта. Они называются – «Похищение невесты» и «Всего один рубль». Если вспомню, что-то еще, пришлю обязательно.

 

Приходилось ли Вам участвовать еще в каких-либо литературных конкурсах, и насколько результативным было это участие?

Начиная с 2014 года, я постоянно лазаю в интернет и если нахожу интересный конкурс, то стараюсь в нём поучаствовать. Ниже приведён перечень тех сочинений, которые были хоть как-то отмечены:

В 2014 году юмористический рассказ «Пёс Виктор» вышел в финал конкурса «ПЕТРАЭДР» и был напечатан в сборнике рассказов «Кото-собачий разговорник для людей и призраков».

В 2015 году сценарий детского приключенческого фильма «Кладоисктели с Дирибасовской» стал победителем III Конкурса на лучшее произведение для детей «Корнейчуковская премия», в номинации «Сценарий детского фильма и драматургия для детей и юношества среди зарубежных авторов».

В 2016 году исторический рассказ «Яков Брюс – сподвижник Петра I» вышел в финал конкурса «Деяния Петра Великого в судьбах народов Евразии» и был напечатан в одноимённом сборнике.

В 2016 году военный рассказ «Штурм крепости» вышел в финал конкурса «Герои великой Победы» и был напечатан в одноимённом сборнике.

В 2016 году рассказ «Ликвидатор аварии» стал дипломантом в литературном конкурсе, посвященном 30-летию аварии на ЧАЭС. Напечатан в журнале «Метаморфозы» Белоруссия №2, 2016 г.

В 2016 году рассказ «Огородные страсти» стал дипломантом в литературном конкурсе, посвященном «КАРТОШКЕ». Напечатан в журнале «Метаморфозы» Белоруссия №3, 2016 года

В 2016 г. рассказ «Нумизмат» вышел в финал конкурса «Бесценная коллекция» и был напечатан в одноимённом сборнике.

В 2016 году юмористический рассказ «Исторический паровоз» занял первое место в конкурсе коротких музейных историй, проведенном сайтом «Народная книга». Напечатан ли он где-нибудь, я не знаю.

В 2016 году фантастический рассказ «Писательский дар» стал дипломантом в литературном конкурсе посвященном 125-летию М.А. Булгакова и был напечатан в белорусском журнале «Метаморфозы» №4, 2016 г.

В 2016 году фантастический рассказ «Побег с севера» занял первое место в конкурсе «Петроглиф-2016». Напечатан ли он где-нибудь, я не знаю.

В 2017 году студенческие рассказы «Деревяшки» и «Аспирантура» вышли в финал конкурса издательства «АСТ» «Мои университеты» и были напечатаны в одноимённом сборнике.

В 2017 году военный рассказ «Водитель полуторки» вышел в финал конкурса издательства «АСТ» «Бессмертный полк 2017» и был напечатан в одноимённом сборнике.

В 2017 году фантастический рассказ «На`га» вышел в финал конкурса «Horror» и был печатан в сборнике «Суперлунные истории».

В 2017 году детективный рассказ «На запад от Гродно» стал дипломантом в литературном конкурсе посвященном Белорусской милиции и был напечатан в журнале «Метаморфозы» №2, 2017 года.

Кроме того, есть более десятка дипломов разных степеней, которыми были отмечены другие рассказы.

Как видите, мои истории не так хороши, чтобы часто занимать призовые места в литературных конкурсах. Радует то, что они не совсем плохи, хоть иногда выходят в финал и попадают в печатные сборники.

Какую бы тему Вы предложили для новых сборников «Народной книги»?

Таких тем очень много. Например, спортивные, медицинские, дорожные, охотничьи байки. Рассказы о детях, истории о животных и прочее.

 

Каковы Ваши творческие планы? Над какой новой книгой Вы сейчас работаете или собираетесь работать?

В моей памяти осталось несколько интересных историй, произошедших с людьми на Великой Отечественно войне. Если получится, то хотелось бы написать еще одну, или две книги на эту важную для меня тему.


ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА "НАРОДНАЯ КНИГА" БЛАГОДАРЯТ АЛЕКСАНДРА ТИМОФЕЕВИЧА ФИЛИЧКИНА ЗА ИНТЕРЕСНУЮ БЕСЕДУ И ЖЕЛАЮТ ЕМУ БОЛЬШИХ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!