30 Июня 2017

Наталья Шапиро для проекта "Я вырос на уроках литературы"

Я пришла в 5-й класс нашей школы попробовать, как можно говорить с детьми о стихах. Распечатали мы стихотворение А. Усачева «Верблюды».

Когда-то верблюды крылатыми были. 
Носили верблюды громадные крылья. 
Летали верблюды в заморские дали, 
И небо им даже орлы уступали. 
И следом верблюжьим, не ведая страха, 
Летела на юг перелётная птаха.

И слух о верблюдах дошёл до людей: 
«Верблюды летают быстрей лошадей!» 
Подумали люди: «Навьючим тюками, 
Приручим и будем летать облаками!»

Когда караван отдыхал под барханом, 
Со свистом взметнулся аркан за арканом… 
Сильны были люди. Верблюды — горды. 
И крылья верблюды сложили в горбы.

О том, что когда-то крылатыми были, 
Забыли верблюды… И люди забыли.

У меня были заготовлены, как мне казалось, неплохие вопросы. И был план.

Все пошло быстро и весело (при этом громко и очень охотно высказывались исключительно мальчики).

- Можно ли сказать, что это сказка?

- Можно бы было, если бы не в стихах…

- Ты чего? А сказки Пушкина? Можно, можно!

- Да, действительно..

- А чем стихи отличаются от прозы?

- В стихах ритм!

- И рифма!

- И они пишутся столбиком, сразу видно!

- Отлично. А знаете ли вы сказки, в которых бы рассказывалось о том, как животные стали такими, какие они сейчас?

- Знаем, знаем! Вот Киплинг. И про носорога, и про кита, и про слона…

Я обмираю от удовольствия. Дети необыкновенные. Пора переходить к самому для меня важному.

- Различаются ли сказки Киплинга и это стихотворение по чувству, которое вы испытывали при чтении?

-Да нет…

Захожу с другого конца:

-Вот когда вы читали Киплинга, о чем вы думали, что чувствовали?

- Мне вот очень жалко было крокодила.

-??

- А я всегда злодеев жалею. Они мне нравятся. (Правда, это девочка сказала).

- А мне жалко кита!! Ему больно было, когда матрос ему в глотку поставил решетку!

- Это написано у Киплинга, что ему больно было?

- Да нет, но ясно же.

- А человека тебе не жалко было? Его же кит проглотил.

- Не-а, не жалко…

- Ну ладно, тут у нас с вами разногласия, но мы в них углубляться не будем. Давайте про стихотворение поговорим. А оно у вас какие мысли и чувства вызвало?

- Смешно было читать. Верблюд – и летает! (И руки растопырил – показать, как летает).

- И еще смешно, что шесть конечностей. Если крылья – должно быть две ноги. А так не может быть.

- А мне было очень интересно: у них горбы были, как мешки пустые? И они туда спрятали крылья? Или из крыльев получились горбы, а раньше ничего такого не было?

Ох, урок уплывает из рук, и никак не вырулить на нужные мне разговоры.

- А как, по-вашему, поэт относится к верблюдам? Нравятся они ему?

- Да, они же сильные.

- Почему им даже орлы уступали небо?

- А они орлов победили. В битве. И стали самые главные.

- Где про это написано, откуда ты взял?

- А как же иначе. Раз уступают, значит их побили.

- А вот почему же тогда сказано про перелетную птаху, что она летит на юг, не ведая страха?

- А это, значит, она еще сильнее верблюдов. Она совсем не ведает страха и верблюдов победит.

-Но подождите, там же не про силу… Вот написано: «Верблюды горды». Что это такое? Гордый – это какой?

- Гордый – это такой: «Если не мне, то пускай и никому не достанется».

И вот тут я, подавив желание как-нибудь улизнуть, взяла себя в руки и сказала твердо : «Ты, ты и ты – вы молчите десять минут. А я спрашиваю, кого захочу».

«И все тогда пошло на стать». Стало тихо. И один мальчик тихо сказал: «Вообще-то это стихотворение про свободу». И мы выяснили, что верблюды не воевали, а люди решили их покорить. И непонятно, удалось ли это им, но история очень грустная. И еще неизвестно, что грустнее – что люди забыли или что верблюды забыли. И мы заметили, что перекликаются по звучанию слова арканбархан и караван, а также верблюды илюди, и попытались понять, есть ли тут и смысловые переклички. А одна девочка даже вспомнила стихотворение Лермонтова «Три пальмы» и пообещала к следующему уроку рассказать, как сказалось на «Верблюдах» влияние этого известного стихотворения.

А потом мы еще прочитали стихотворение Марины Бородицкой «Я сую лошадке трензель…» и поговорили о том, почему оно веселее. Уж не помню, произнес ли кто-нибудь слова амфибрахий и хорей, но и без того было что обсудить. И я оставила класс непобежденной.

А когда очень хорошая учительница Инна Феликсовна потом договаривала про эти стихи, они вместе с детьми пришли к выводу, что хотя и у Бородицкой человек хочет подчинить себе животное, но героиня признает правоту лошадки (Я топчусь, лошадка рада, // Не берет – и все дела. //Молодец! Так мне и надо: //Я б давно уже взяла…»). И, может быть, дело еще и в том, что когда речь идет о целых классах – люди вообще, верблюды вообще – все гораздо безнадежнее , чем когда перед нами один упорный, но умный и ироничный человек и одна лукавая лошадка.

Наталья Шапиро. учитель русского языка и литературы школы №57 г. Москвы, автор пособий по русскому языку и литературе, член Экспертного совета проекта


Приглашаем Вас оценить истории «Народной книги» и оставить свой комментарий:

Конкурсы «Народной книги» на Facebook

Конкурс «Были 90-х»

Не забывайте размещать свои истории о 90-х годах в Facebook, помечая их хэштег #Были90х